Решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 17.12.2014 по делу N 2-12/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими частей 1 и 2 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утв. решением Ольховской районной Думы Волгоградской обл. от 30.10.2014 N 3/13>
ОЛЬХОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу № 2-12/2015
Ольховский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Агина В.В.,
с участием прокурора Решетова М.С.,
заявителя Ш.,
представителей заинтересованных лиц Ч. и С.,
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. к Ольховской районной Думе Волгоградской области и администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области об оспаривании нормативного акта и о понуждении пересчитать пенсию по выслуге лет,
установил:
Заявитель Ш. обратился в суд с указанным заявлением, в котором просил:
признать недействующим в части, а именно пункты 1, 2 и 3 ст. 5 решения Ольховской районной Думы от 30.10.2014 № 3/13 "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области";
возложить обязанность на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области произвести ему пересчет пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной службы Волгоградской области" с 1 января 2013 года из расчета 48% ежемесячного денежного содержания без вычета базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявления Ш. указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена трудовая пенсия по старости с учетом наличия у него инвалидности 2 группы. Стаж его работы на должностях муниципального служащего составляет 16 полных лет. В связи с чем, ему на основании Положения о пенсии лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы от 27.06.2008 № 35/373, к пенсии по старости, установленной Пенсионным фондом РФ, выплачивалась пенсия за выслугу лет в размере 48 процентов ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной действующим законодательством. Решением Ольховской районной Думы от 02.08.2013 № 35/373 указанное выше решение районной Думы признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности главы Ольховского муниципального района, главы администрации Ольховского муниципального района, лиц, замещавших муниципальные должности Ольховского муниципального района (депутат, действующий на постоянной основе, председатель контрольно-счетного органа муниципального образования) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района. В данном Положении назначалась пенсия за выслугу лет без указания вычета страховой частей трудовой пенсии по старости, установленной действующим законодательством. Однако, последующим решением Ольховской районной Думы от 15.11.2013 № 58/372 решение Думы от 02.08.2013 № 35/358 отменено, а действие решения Думы от 27.06.2008 № 35/373 возобновлено с 1 января 2013 года. 30 октября 2014 года Ольховской районной Думой было принято решение № 3/13 "Об утверждении "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", которым был изменен порядок и размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности главы Ольховского муниципального района, и лицам, замещавшим муниципальные должности". Она полагает, что решение Ольховской районной Думы от 30.10.2014 № 3/13 противоречит требованиям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службу в Российской Федерации", Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", в соответствии с которыми размер пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, установлен в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области без вычета страховой частей трудовой пенсии.
В ходе рассмотрения спора заявитель Ш. частично уточнил свои требования, и просил суд:
признать недействующими ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Положения "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от 30.10.2014 № 3/13.
В остальной части Ш. поддержал свое заявление.
Заявитель Ш. в судебном заседании свои требования, в том числе уточненные, и доводы, указанные в его обоснование, поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Ольховской районной Думы Ч. в судебное заседание явился, и просил заявление Ш. оставить без удовлетворения, указав, что нет оснований для его удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица администрации Ольховского муниципального района Волгоградской области С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Ш. В обоснование возражений он указал, что пенсии за выслугу лет лицам, находившимся на муниципальной службе Ольховского муниципального района, выплачивается из бюджета района, и что в настоящее время бюджет района не позволяет выплачивать пенсионерам муниципальной службы пенсию за выслугу лет в размере, который был установлен отмененным решением Думы от 02.08.2013 № 55/358. Оспариваемое заявителем решение Думы было принято после расчета расходов муниципального района на выплату указанной пенсии за выслугу лет и с учетом действующих положений Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД в редакции Закона Волгоградской области от 06.06.2014 г. № 90-ОД. Кроме того, оспариваемое заявителем Положение о пенсионом обеспечении не противоречит положениям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службу в Российской Федерации". Более того, указанные Законы не устанавливают обязанность для муниципальных органов, в частности, для Ольховской районный Думы назначить пенсию муниципальным служащим, главе муниципального района за выслугу лет в размере, который считает законным заявитель. Кроме того, данные Законы предоставляют именно право муниципальным органам устанавливать муниципальным служащим пенсию за выслугу лет с учетом финансовых возможностей муниципального образования, но не ниже 500 рублей.
Прокурор Решетов М.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления Ш., сославшись на то, что правовых и финансовых оснований для удовлетворения этого заявления нет.
Выслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявление Ш. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая дело, суд исходит из положений главы 24 ГПК РФ, предусматривающей в ч. 1 ст. 251, что гражданин, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа местного самоуправления нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу ст. 253 ГПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд осуществляет проверку оспариваемого акта, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Из содержания п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Кроме того, из п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 № 6/8 следует, что суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Из частей 1, 2 и 3 ст. 5 оспариваемого заявителем Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от 30.10.2014 № 3/13, следует, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Ольховского муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 ст. 4 настоящего Положения, в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Ольховского муниципального района и составлять более 2,6 должностного оклада (ч. 1).
Лицам, замещавшим муниципальные должности Ольховского муниципального района до 1 октября 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов ежемесячного денежного содержания за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ч. 2).
Лицам, замещавшим муниципальную должность главы Ольховского муниципального района с 1 октября 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 38 процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ч. 3).
Данное Положение опубликовано в издании "Ольховские вести" от 20.11.2014 № 138.
Заявитель Ш. полагал, что действующие в настоящее время чч. 1 и 2 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от 30.10.2014 № 3/13, противоречат требованиям федерального закона, в частности, ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службу в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Данный довод заявителя суд находит недостоверным, поскольку он основан на неверном толковании указанных выше нормативных правовых актов.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в Российской Федерации, правовое положение гражданского служащего установлены в Федеральном законе "О государственной гражданской службе РФ", где в числе основных гарантий, закон называет государственное пенсионное обеспечение (п. 11 ч. 1 ст. 52).
В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 166-ФЗ условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, ч. 2 данной статьи предусматривается единственное ограничение размера пенсии - максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
П. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" (в редакции Законов Волгоградской области от 20.04.2012 № 41-ОД, от 06.06.2014 № 90-ОД) установлено, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного п. 3 ст. 5 настоящего закона, в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области.
Анализируя положения указанных выше нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что порядок установления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Ольховского муниципального района Волгоградской области в полном объеме соответствует порядку установления пенсии за выслугу лет государственных служащих области. Более того, орган местного самоуправления вправе установить размер процентов среднемесячного денежного содержания и вычета сумм страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, либо государственной пенсии, исходя из финансовых возможностей бюджета муниципального образования, что не противоречит федеральному законодательству.
Ч. 7 ст. 6 Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" (в редакции Закона Волгоградской области от 20.04.2012 № 41-ОД) предусмотрено, что размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области, не может быть менее 500 рублей.
Ч. 7 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от 30.10.2014 № 3/13, также указывает на то, что размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 500 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставления муниципальному служащему дополнительной пенсии за счет средств муниципального бюджета относится к компетенции органа местного самоуправления и зависит от бюджетных возможностей муниципального образования. Кроме того, правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии на будущее время с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления.
Более того, статьи 36 и 86 Бюджетного кодекса РФ закрепляют принцип самостоятельности бюджетов и расходных обязательств муниципального образования, право самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, с учетом требований ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1190-О-О отмечено, что в ряде свои решениях Конституционных Суд РФ установил, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11 мая 2006 года № 88-О, от 3 апреля 2007 года № 332-О-П, от 15 января 2008 года № 107-О-О и № 108-О-О).
Данная правовая позиция, с учетом одинаковой юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат, устанавливаемых муниципальным служащим.
Из оспариваемым заявителем Ш. Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Ольховской районной Думы Волгоградской области от 30.10.2014 № 3/13 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", опубликованного в газете "Ольховские вести" 20 ноября 2014 года, следует, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Ольховского муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 ст. 4 настоящего Положения, в размере 30 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
За каждый полный год стажа муниципальной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного содержания муниципального служащего.
При этом пенсия не может превышать 60 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего Ольховского муниципального района и составлять более 2,6 должностного оклада (ч. 1).
Поскольку оспариваемое заявителем Положение о дополнительном пенсионном обеспечении муниципальных служащих не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то суд на основании ч. 1 ст. 253 ГПК РФ приходит к выводу, что требование Ш. о признании недействующими чч. 1 и 2 ст. 5 оспариваемого Положения не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе.
С учетом изложенного выше, и того, что Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области, утвержденное решением Ольховской районной Думы от 27.06.2008 № 35/373, и которым регулировался порядок назначения дополнительной пенсии муниципального служащего Ольховского муниципального района до 20 ноября 2014 года (день опубликования Положения "О пенсионном обеспечении........" от 30.10.2014 № 3/13), не оспаривалось заявителем Ш., и что какая-либо часть указанного Положения не признавалась судом недействующей, суд приходит к выводу, что требование Ш. к администрации Ольховского муниципального района о перерасчет ему дополнительной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит удовлетворению, как не основанное на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 193 - 199, ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Ш. в удовлетворении требований:
признать недействующими чч. 1 и 2 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе) и должности муниципальной службы Ольховского муниципального района Волгоградской области", утвержденного решением Ольховской районной Думы от 30.10.2014 № 3/13;
возложить обязанность на администрацию Ольховского муниципального района Волгоградской области произвести ему пересчет пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной службы Волгоградской области" с 1 января 2013 года из расчета 48% ежемесячного денежного содержания без вычета базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд в течение одного месяца через Ольховский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение суда составлено с помощью технических средств 19 декабря 2014 г.
Председательствующий
В.В.АГИН
------------------------------------------------------------------