Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 20.11.2014 по делу N 33-12411/2014 <Об оставлении без изменения решения Урюпинского городского суда Волгоградской области от 25.09.2014, которым были признаны частично недействующими Правила благоустройства территории городского округа город Урюпинск Волгоградской области, утв. решением Урюпинской городской Думы Волгоградской обл. от 27.03.2014 N 86/29>
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. по делу № 33-12411/2014
Судья Горбунова И.Е.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего судьи Андреева А.А.,
судей Балашовой И.Б., Серышевой Н.И.
при секретаре Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта в части,
по апелляционной жалобе главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области ФИО1
на решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 25 сентября 2014 года, которым постановлено:
Заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим нормативного правового акта в части, - удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия Правила благоустройства территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, утвержденные решением Урюпинской городской Думы от 27.03.2014 г. № 86/29 в следующей части:
- подпункт 4.2.1 - полностью;
- подпункт 4.2.3 - в части слов "регулярное проведение уборки прилегающей территории";
- подпункт 4.2.4 - в части слов "прилегающей", "прилегающую";
- пункт 4.6. - полностью;
- подпункт 5.2.7 - полностью.
После вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - газете "Урюпинская газета".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Андреева А.А., судебная коллегия
установила:
Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании недействующими в части Правил благоустройства территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, утвержденных решением Урюпинской городской Думы от 27 марта 2014 года № 86/29.
В обоснование заявленных требований указал, что пункты 4.2.1, 4.2.3, 4.2.4, 4.6, 5.2.7 указанных выше Правил, не соответствуют действующему федеральному законодательству, поскольку возложение на физических и юридических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора. В статье 3 ГК РФ указан перечень законодательных актов, регулирующих указанные правоотношения, однако акты органов местного самоуправления в последний не включены.
Изданием незаконного решения нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, а также права юридических лиц.
На основании изложенного, с учетом уточненных требований, просил суд признать недействующими пункты 5.2.7, 4.6, 4.2.4, 4.2.1, 4.2.3 Правил благоустройства территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, утвержденных решением Урюпинской городской Думы от 27.03.2014 г. № 86/29 в части возложения на юридических и физических лиц обязанности по содержанию прилегающей к их имуществу территории (земельных участков), находящихся в собственности иных лиц, а также государственной и муниципальной собственности, как не соответствующие федеральному законодательству: пункт 4.2.1 - полностью, пункт 4.2.3 - в части слов "регулярное проведение уборки прилегающей территории", пункт 4.2.4 - в части слов "прилегающей", "прилегающую", пункт 4.6 - полностью, пункт 5.2.7 - полностью.
Судом постановлено указанное выше решение.
Глава администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области ФИО1 в апелляционной жалобе оспаривает законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, просит его отменить, ссылаясь на необоснованность выводов суда относительно противоречия Правил благоустройства нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Прокурор отдела прокуратуры Волгоградской области ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, вынесенного в соответствии с нормами действующего законодательства.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, рассматриваемому Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества многоквартирного дома.
По смыслу названных норм по общему правилу именно собственник содержит принадлежащее ему имущество, что выражается в поддержании его пригодного и безопасного для эксплуатации состояния, несении соответствующих расходов. Бремя содержания имущества может быть возложено на другое лицо только в силу закона или согласно договору.
В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.
Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не его собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 25 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Пунктами 1, 3, 4 ст. 7 вышеуказанного Закона предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Представительным органом городского округа - город Урюпинск Волгоградской области является Урюпинская городская Дума, к компетенции которой отнесено принятие решений о привлечении жителей городского округа к социально значимым для городского округа работам.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 27 марта 2014 года решением Урюпинской городской Думы Волгоградской области № 86/29 утверждены Правила благоустройства территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области.
Согласно подпункту 4.2.1 указанных Правил, уборка городских территорий должна производиться предприятиями, организациями, учреждениями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, гражданами (владельцами жилых помещений) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю. Крупный мусор (бумага, пластик, упаковочный материал, бутылки, окурки, пакеты, пищевые отходы) должен убираться немедленно;
Согласно подпункту 4.2.3 - руководители предприятий, организаций, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, предприниматели, руководители учреждений и граждане, имеющие во владении, пользовании и управлении земельные участки, здания, сооружения, жилые дома, многоквартирные дома, транспортные средства, а также должностные лица, ответственные за работу ремонтно-эксплуатационных служб, служб жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить, в том числе, регулярное проведение уборки прилегающей территории, очистки территории об бытового и естественного мусора, снега, сорной и карантинной растительности, скопления дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаления обледенения в соответствии с требованиями настоящий Правил, покос травы;
Подпунктом 4.2.4 Правил на владельцев жилых домов возложены обязанности содержать в чистоте и порядке территорию жилого дома и прилегающую территорию в границах, указанных в подпункте 4.2.2 настоящих Правил; на прилегающей к жилому дому территории своевременно производить покос и уборку травы (не реже 2 раз за сезон), а при необходимости и чаще. Высота травы не должна превышать 15 см; своевременно удалять сорную и карантинную растительность на придомовой и прилегающей к жилому дому территории;
Из анализа п.п. 4.2.2 Правил (определение границ прилегающей территории) и понятия прилегающей территории, данного в пункте 2.20 Правил следует, что прилегающая территория является территорией общего пользования.
В силу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, территории общего пользования это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Согласно п. 4.6. Правил, хозяйствующие субъекты, осуществляющие на территории городского округа хозяйственную деятельность, связанную с организацией рынков (складов), организацией похоронного дела (на кладбищах), строительством (на строительных площадках на период строительства), проведением публично-массовых мероприятий, посещением населением стационарных объектов общественного питания и сезонных кафе, объектов социального и коммунально-бытового назначения, автозаправочных станций, автостоянок, автомоек, станций технического обслуживания автомобилей, временных аттракционов, передвижных зоопарков, парков культуры и отдыха, зон отдыха и пляжей, объекты религиозного значения обязаны обеспечить наличие стационарных туалетов (при отсутствии канализации - мобильных туалетных кабин или автономных туалетных модулей) как для сотрудников, так и для посетителей.
Устройство и использование выгребных ям на данных объектах запрещается. Общественные стационарные туалеты и биотуалеты должны содержаться в надлежащем состоянии, их уборка должна производиться не менее двух раз в день с обязательной дезинфекцией. Ответственность за санитарное и техническое состояние туалетов несут их собственники, владельцы, арендаторы или специализированные организации, на обслуживании которых они находятся.
В соответствии с п.п. 5.2.7 Правил, при возникновении гололедных явлений юридические и физические лица осуществляют на соответствующей территории противогололедные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств и пешеходов в зоне своей ответственности.
28 марта 2014 года указанные Правила опубликованы в печатном издании - в газете "Урюпинская газета".
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нормы Правил благоустройства территории городского округа г. Урюпинск Волгоградской области, возлагающие обязанность на граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц содержать и производить уборку территорий, не принадлежащих последним на праве собственности или ином вещном праве, возлагающие обязанность по заключению договоров на вызов и утилизацию жидких бытовых отходов, приняты не уполномоченным на то органом, к компетенции органов местного самоуправления принятие таких норм не отнесено; вышеуказанные нормы могут устанавливаться только федеральным законом или договором, а потому данные положения не могут быть признаны соответствующими нормам федерального законодательства и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Правила благоустройства городского округа г. Урюпинск были разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ № 613 от 27.12.2011 года, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку вышеприведенные положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и приказ Минрегионразвития обязывают орган местного самоуправления учитывать и не нарушать иные требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного, жилищного.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Урюпинского городского суда Волгоградской области от 25 сентября 2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации городского округа г. Урюпинск Волгоградской области ФИО1 оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
------------------------------------------------------------------