По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 16.10.2014 по делу N 2-223/2014 <О признании недействующим пункта 2.4 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам", утв. постановлением администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской обл. от 26.03.2012 N 272>



НЕХАЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу № 2-223/2014

в составе: судьи Киселевой О.О.,
при секретаре А.,
с участием заявителя прокурора Нехаевского района Волгоградской области Мусина Р.А., заинтересованного лица представителя <данные изъяты> М., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления,

установил:

<данные изъяты> от 26.03.2012 № 272 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам" (в редакции <данные изъяты> от 24.06.2014 № 766, от 17.10.2013 № 1179, от 25.06.2013 № 542) утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги - предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам,
Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что пункт 2.4.1. Регламента предусматривает, что общий срок оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые разграничена, юридическим и физическим лицам без проведения торгов составляет 120 дней; общий срок предоставления муниципальной услуги на торгах составляет 250 дней. Таким образом, в нарушение требований ч. 2 ст. 32 ЗК РФ и без учета установленного действующим законодательством двухнедельного срока для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, Регламент предусматривает завышенные сроки для предоставления муниципальной услуги по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков для строительства из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам. Прокурором района на противоречащий закону в части муниципальный нормативный правовой акт в администрацию Нехаевского района 15.08.2014 принесен протест. Ответом <данные изъяты> от 26.08.2014 № 2551/05 в удовлетворении протеста от 15.08.2014 прокурору района отказано в изложенных в протесте требований, а именно в приведении в соответствие с требованиями закона п. 2.4.1. оспариваемого муниципального нормативного правового акта.
В судебном заседании прокурор Нехаевского района Волгоградской области Мусин Р.А. заявленные требования поддержал, уточнил их и просил суд признать недействующим весь пункт 2.4 (общий срок предоставления муниципальной услуги) административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам", утвержденного <данные изъяты> от 26.03.2012 № 272 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам" и обязать привести его в соответствие с действующим законодательством.
Представитель <данные изъяты> М. в судебном заседании требования прокурора Нехаевского района не признал и суду пояснил, что пункт 2.4 оспариваемого регламента (далее по тексту Регламента) указывает на общий срок предоставления муниципальной услуги и в пункте 2.4.1 Регламента указаны общие сроки предоставления муниципальной услуги без проведения торгов - 120 дней и с учетом проведения торгов - 250 дней. В эти сроки входят и 14-дневные сроки, о которых указывает прокурор в своем заявлении. На этом основании пункт 2.4. Регламента соответствует требованиям законодательства.
Выслушав, прокурора Нехаевского района Мусина Р.А., представителя заинтересованного лица представителя <данные изъяты> М., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, согласно п. п. 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" являются: издание его в установленном порядке, управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности, типовые, примерные положения. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным: нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 28 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При этом в соответствии с п. 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС № 8 от 01.07.1996 № 6/8 суд может признать оспариваемый нормативный акт недействительным при наличии двух условий, если он не соответствует закону и одновременно с этим нарушает гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными настоящим постановлением, при порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с п. 3 ст. 10 Устава муниципального образования - <данные изъяты> издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг", <данные изъяты> от 26 марта 2012 года № 272 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам" (в редакции <данные изъяты> от 24.06.2014 № 766, от 17.10.2013 № 1179, от 25.06.2013 № 542).
Данное постановление обнародовано 27.03.2012 года путем размещения на информационном стенде, направлен в МУ "Н". Пункт 2.4. Регламента предусматривает срок предоставления муниципальной услуги.
Пункт 2.4.1. Регламента предусматривает, что общий срок оказания муниципальной услуги по предоставлению в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые разграничена, юридическим и физическим лицам без проведения торгов составляет 120 дней; общий срок предоставления муниципальной услуги на торгах составляет 250 дней.
Между тем, на основе анализа действующего федерального законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, суд приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (пункт 2); административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (пункт 4).
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 названного Федерального закона органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставить муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ч. 4, ч. 5 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка; 2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается и при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеет только одна заявка; 3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином юридическим лицом по собственной инициативе.
Таким образом, закон устанавливает императивный четырнадцатидневный срок, исчисляемый с момента получения заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка, для рассмотрения органом местного самоуправления соответствующего заявления и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
При таком положении, Регламентом неправомерно установлены сроки предоставления муниципальной услуги без проведения торгов 120 дней; на торгах 250 дней.
Доводы представителя администрации Нехаевского муниципального района о том, что в пункте 2.4.1. Регламента указаны общие сроки 120 дней и 250 дней в которые входит и 14-дневный срок для принятия решения о предоставлении земельного участка не основан на законе.
В силу части 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Поскольку оспариваемые нормы пункта 2.4. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам", утвержденного <данные изъяты> от 26.03.2012 № 272 (в редакции <данные изъяты> от 24.06.2014 № 766, от 17.10.2013 № 1179, от 25.06.2013 № 542) вступили в противоречие с федеральным законодательством с момента их принятия, но до принятия настоящего решения оспариваемая норма указанного правового акта применялась, на ее основании были реализованы права граждан; процедура принятия Регламента не оспаривалась, то суд, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, не усматривая достаточных оснований для признания оспариваемой нормы недействующей с момента ее принятия.
При этом признание нормативного правового акта недействующим со дня вступления решения в законную силу не лишает заинтересованных лиц, права которых были нарушены применением этого акта, права на их защиту. Эти лица вправе защищать свои субъективные права путем предъявления соответствующих исков (например, о возмещении убытков) с соблюдением правил подведомственности и подсудности дел.
В соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Решение суда о признании недействующими указанного нормативного правового акта не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" по вступлению решения суда в законную силу муниципальное образование "Нехаевский муниципальный район Волгоградской области" обязано обнародовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать недействующим пункт 2.4. административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам", утвержденного <данные изъяты> от 26.03.2012 № 272 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное пользование, аренду земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, юридическим и физическим лицам" с момента вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда после вступления его в законную силу подлежит обнародованию, в соответствии со статьей 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации".
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Волгоградском областном суде через Нехаевский районный суд Волгоградской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:
О.О.КИСЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------