Постановление Волгоградской областной Думы от 16.10.2014 N 2/54 "О Положении о комиссии Волгоградской областной Думы по вопросам Регламента и депутатской этики"
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. № 2/54
О ПОЛОЖЕНИИ О КОМИССИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО ВОПРОСАМ РЕГЛАМЕНТА И ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
В соответствии со статьей 14 Регламента Волгоградской областной Думы Волгоградская областная Дума постановляет:
1. Утвердить Положение о комиссии Волгоградской областной Думы по вопросам Регламента и депутатской этики (приложение 1).
2. Утвердить Правила депутатской этики (приложение 2).
3. Признать утратившими силу:
постановление Волгоградской областной Думы от 19 сентября 2005 г. № 15/373 "О Положении о регламентной группе Волгоградской областной Думы";
пункт 1 постановления Волгоградской областной Думы от 05 декабря 2013 г. № 104/4452 "О внесении изменений в отдельные постановления Волгоградской областной Думы";
постановление Волгоградской областной Думы от 31 мая 2001 г. № 10/123 "О комиссии Волгоградской областной Думы по депутатской этике";
постановление Волгоградской областной Думы от 06 февраля 2004 г. № 3/47 "О внесении изменений в постановление Волгоградской областной Думы от 31 мая 2001 г. № 10/123 "О комиссии Волгоградской областной Думы по депутатской этике";
постановление Волгоградской областной Думы от 24 сентября 2009 г. № 10/302 "О внесении изменения в постановление Волгоградской областной Думы от 31 мая 2001 г. № 10/123 "О комиссии Волгоградской областной Думы по депутатской этике";
постановление Волгоградской областной Думы от 06 марта 2012 г. № 59/2404 "О внесении изменения в постановление Волгоградской областной Думы от 31 мая 2001 г. № 10/123 "О комиссии Волгоградской областной Думы по депутатской этике";
постановление Волгоградской областной Думы от 28 февраля 2013 г. № 83/3549 "О внесении изменения в постановление Волгоградской областной Думы от 31 мая 2001 г. № 10/123 "О комиссии Волгоградской областной Думы по депутатской этике";
пункт 1 постановления Волгоградской областной Думы от 27 июня 2013 г. № 95/4002 "О внесении изменений в отдельные нормативно-правовые акты Волгоградской областной Думы".
Председатель Волгоградской
областной Думы
Н.П.СЕМИСОТОВ
Приложение 1
к постановлению
Волгоградской областной Думы
от 16 октября 2014 г. № 2/54
ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ПО ВОПРОСАМ РЕГЛАМЕНТА И ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
1. Общие положения
1.1. Комиссия Волгоградской областной Думы по вопросам Регламента и депутатской этики (далее - Комиссия) образуется Волгоградской областной Думой (далее - Дума) из числа депутатов Думы для контроля за выполнением положений (норм) Регламента Волгоградской областной Думы (далее - Регламент) и соблюдением Правил депутатской этики при осуществлении депутатской деятельности, для осуществления законотворческой деятельности и предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Думы.
1.2. Состав Комиссии Думы определяется на основании личных заявлений депутатов Думы и утверждается Думой. Фракции вправе вносить свои предложения по составу Комиссии.
1.3. Правовую основу деятельности Комиссии составляют Устав Волгоградской области, законы Волгоградской области, Регламент Волгоградской областной Думы, постановления Волгоградской областной Думы, Правила депутатской этики и настоящее Положение.
2. Основные задачи и полномочия Комиссии
2.1. Основными задачами Комиссии являются:
контроль за соблюдением положений (норм) Регламента и Правил депутатской этики;
разъяснение положений (норм) Регламента и Правил депутатской этики;
подготовка, рассмотрение проектов постановлений о внесении изменений в Регламент, Правила депутатской этики и в настоящее Положение.
2.2. В соответствии с основными задачами Комиссия по своей инициативе или на основании обращений депутатов Думы делает устные или письменные пояснения о нарушении положений (норм) Регламента и Правил депутатской этики.
2.3. Комиссия по вопросам, относящимся к ее полномочиям, вправе:
вносить предложения по повестке дня заседания Думы;
поручать члену Комиссии выступать с докладами и содокладами на заседании Думы;
вносить предложения по вопросам своей деятельности на рассмотрение Думы;
запрашивать и получать от должностных лиц государственных органов Волгоградской области, органов местного самоуправления, организаций, расположенных на территории Волгоградской области, информацию, необходимые материалы и документы по вопросам ведения Комиссии в установленные законодательством сроки;
привлекать к своей работе депутатов Думы, не входящих в состав Комиссии, представителей государственных органов, организаций, а также специалистов и консультантов;
рекомендовать своих членов в состав временных комиссий, образуемых Думой;
рассматривать обращения граждан по вопросам ведения Комиссии.
2.4. Любой депутат вправе обратиться в Комиссию с вопросом о нарушении положений (норм) Регламента и Правил депутатской этики, которая по результатам рассмотрения вопроса дает свое заключение и предложения.
2.5. Комиссия вправе делать заявления о нарушении положений (норм) Регламента при осуществлении установленной Регламентом процедуры внесения и рассмотрения проектов законов Волгоградской области и иных нормативных правовых актов, установленного Регламентом порядка созыва и проведения заседаний Думы, голосования на заседаниях Думы. В заявлении в обязательном порядке указывается нарушенное положение (норма) Регламента. Заявление Комиссии о нарушении положений (норм) Регламента принимается председательствующим на заседании Думы незамедлительно и является основанием к устранению допущенных нарушений, в том числе к повторному проведению выполненных с нарушением процедур и (или) голосованию.
2.6. Заключения, замечания, разъяснения, предложения и заявления Комиссии на заседании Думы оглашаются председателем Комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя комиссии.
2.7. По итогам рассмотрения вопроса о нарушении Правил депутатской этики Комиссия, в случае установления ею факта нарушения депутатом Правил депутатской этики, вправе принять решение рекомендовать председателю Думы оказать на депутата, допустившего нарушение Правил депутатской этики, следующие меры воздействия:
предупредить о недопустимости нарушения Правил депутатской этики;
лишить права выступления на одном или двух заседаниях Думы с участием этого депутата;
рекомендовать депутату принести публичное извинение, в том числе и через средства массовой информации в случае, если такое нарушение было допущено через них.
Действия депутата, подпадающие под компетенцию суда и прокуратуры, рассмотрению Комиссией не подлежат.
2.8. Депутат Думы, не согласный с решением Комиссии или принятым в отношении него решением председателя Думы, вправе обратиться к Думе с заявлением о несогласии с принятыми решениями и поставить вопрос о рассмотрении своего заявления на Совете Думы и (или) на заседании Думы.
3. Организация работы Комиссии
3.1. Основной формой работы Комиссии является заседание, которое созывается ее председателем согласно плану работы Комиссии, а также по мере необходимости для решения текущих вопросов, но не реже одного раза в месяц.
Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствуют не менее половины членов Комиссии. Депутаты, входящие в состав Комиссии, обязаны присутствовать на ее заседании.
Заседания ведутся открыто, в том числе с присутствием представителей средств массовой информации, если иное решение не принято большинством голосов от числа членов Комиссии, присутствующих на заседании.
В заседаниях Комиссии вправе участвовать по собственной инициативе депутаты Думы, не входящие в состав Комиссии. Такие депутаты Думы, в том числе инициаторы обращения в Комиссию, обладают правом совещательного голоса.
Для докладов на заседании Комиссии предоставляется время до пяти минут, для содокладов - до трех минут, для выступлений - до трех минут.
Решения Комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии.
На заседании Комиссии ведется протокол, в котором указываются фамилии, имена, отчества и должности присутствующих, перечень обсуждаемых вопросов, кратко фиксируются мнения участников заседания и результаты голосования. Протокол заседания Комиссии и выписки из него подписываются председателем Комиссии, а в случае его отсутствия и по его поручению - заместителем председателя Комиссии.
3.2. Председатель Комиссии избирается на заседании Думы. Заместитель (заместители) председателя Комиссии избирается на заседании Комиссии открытым голосованием большинством голосов от общего числа ее членов.
Председатель Комиссии:
организует работу Комиссии;
дает поручения членам Комиссии;
оглашает решения Комиссии;
созывает и проводит заседания Комиссии;
организует работу по исполнению решений Комиссии и контролю за их исполнением;
информирует Думу о деятельности Комиссии;
информирует членов Комиссии о выполнении решений Комиссии;
подписывает протоколы и выписки из решений Комиссии.
Председатель Комиссии вправе от имени Комиссии предложить депутату, допустившему нарушение Правил депутатской этики, дать письменное объяснение этому и пригласить его на заседание Комиссии для рассмотрения вопроса по существу.
3.3. Информация о деятельности Комиссии предоставляется в соответствии с Законом Волгоградской области от 25 июня 2010 г. № 2061-ОД "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Волгоградской области".
3.4. Организационное, правовое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет аппарат Думы.
Председатель Волгоградской
областной Думы
Н.П.СЕМИСОТОВ
Приложение 2
к постановлению
Волгоградской областной Думы
от 16 октября 2014 г. № 2/54
ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
Настоящие Правила разработаны во исполнение статьи 8 Закона Волгоградской области от 08 ноября 1994 г. № 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы" и определяют нормы этики депутатов Волгоградской областной Думы в процессе осуществления ими депутатской деятельности.
Правила определяют общепринятые этические нормы социального поведения депутата, соответствующие его депутатскому статусу.
1. Общие положения
1.1. Депутат Волгоградской областной Думы (далее - депутат) в своей деятельности должен следовать моральным принципам, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, руководствоваться общегосударственными интересами, интересами избирателей, предвыборной программой и настоящими Правилами депутатской этики.
1.2. Депутат должен уважать собственное достоинство и достоинство других депутатов, граждан и должностных лиц, с которыми он вступает во взаимоотношения в связи с исполнением депутатских обязанностей.
1.3. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей, Волгоградскую областную Думу (далее - Дума).
2. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности
депутата в Думе, ее комитетах и комиссиях
2.1. Участвуя в заседаниях Думы, ее комитетов и комиссий, депутат обязан соблюдать регламент их проведения. Депутат не должен без уважительной причины покидать заседания Думы, комитетов и комиссий до момента их официального закрытия.
Депутат обязан лично осуществлять право на голосование. Перепоручение голосования другому депутату или иному лицу не допускается.
Не допускаются выступления без предоставления слова председательствующим, не по повестке дня и не по существу вопроса, выкрики, прерывания выступающих.
Депутат должен терпеливо и с уважением относиться к чужому мнению и не должен допускать командно-приказного стиля в отношении своих коллег, должностных лиц и других граждан.
2.2. Депутаты на заседаниях должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, участвующим в работе Думы, ее комитетов и комиссий.
При обращении друг к другу, к иным лицам, участвующим в работе перечисленных выше органов, а также при упоминании о них в третьем лице депутатам рекомендуется использовать формы обращения "уважаемый депутат", "уважаемый председательствующий", "уважаемый эксперт" и тому подобное с прибавлением фамилии или без нее.
Официальную и уважительную форму обращения к депутатам и друг к другу используют и иные лица, присутствующие на заседаниях. Недопустимы фамильярные и пренебрежительные обращения.
Депутаты и другие присутствующие на заседаниях лица не должны использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать оскорбления в адрес депутатов и иных лиц. Председательствующий в этом случае вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов.
После второго предупреждения выступающий лишается слова. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса.
2.3. Депутат, считающий себя оскорбленным словами, действиями другого депутата или иного лица, присутствующего на заседаниях Думы, комитетов и комиссий, вправе требовать от такого лица публичных извинений. Публичным считается принесение извинений депутату лично в присутствии третьих лиц или на заседаниях Думы, комитетов и комиссий, или в письменной форме в виде обращения к депутату, либо в адрес Думы, комитетов и комиссий, либо через средства массовой информации. Депутат, считающий себя оскорбленным, вправе обратиться в Комиссию по вопросам Регламента и депутатской этики, которая обязана принять заявление к рассмотрению и дать оценку действиям депутата или иного лица.
2.4. Публичное извинение, принесенное депутату за нанесенное ему личное оскорбление при осуществлении депутатской деятельности, равно как и за клевету в его адрес, не лишают его права обратиться в установленном действующим законодательством порядке в суд для принятия в отношении виновных лиц мер административной или уголовной ответственности.
Депутат вправе для защиты чести и достоинства прибегать к средствам, предусмотренным гражданским законодательством.
2.5. В случае выдвижения депутата на ту или иную выборную должность право на самоотвод, а также право на добровольную отставку с занимаемой должности должно соблюдаться неукоснительно, без каких-либо объяснений и обоснований.
3. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутата
с государственными органами, органами местного
самоуправления, должностными лицами, общественностью
и средствами массовой информации
3.1. Депутат не вправе использовать в личных целях возможности, связанные со статусом депутата, во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественностью и средствами массовой информации.
3.2. Депутат не может использовать предоставляемую ему государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами официальную служебную информацию для извлечения личной выгоды.
3.3. Депутат обязан использовать информацию, составляющую государственную или иную охраняемую законом тайну, ставшую известной ему в связи с исполнением депутатских обязанностей, только в служебных целях.
3.4. Депутат вправе использовать бланки депутата Думы только для официальных обращений и писем, подписанных собственноручно. Запрещается передача депутатских бланков другим лицам, в том числе и помощникам депутата, для использования их от имени депутата.
3.5. При получении информации о совершенном или готовящемся преступлении депутат предлагает источнику информации передать соответствующие сведения в компетентные правоохранительные органы, а при отказе поступает согласно действующему законодательству.
3.6. Депутат, выступая в средствах массовой информации, на пресс-конференциях, на собраниях и митингах, делая различного рода публичные заявления, комментируя деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и организаций, в том числе общественных, обязан использовать только достоверные, проверенные факты.
3.7. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных выступлениях недостоверных либо непроверенных фактов долг депутата публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этим выступлением.
3.8. Депутат не может разглашать сведения конфиденциального характера, которые стали ему известны благодаря осуществлению депутатских полномочий.
3.9. Депутаты, не имеющие специальных полномочий на представительство, могут вступать в отношения с государственными органами и должностными лицами субъектов Российской Федерации и иностранных государств только от своего имени.
3.10. Депутат при ведении своей избирательной кампании или при содействии избирательной кампании другого лица не должен использовать преимущества статуса депутата.
4. Финансовые и имущественные требования к депутатам
4.1. Для покрытия расходов, связанных с выполнением депутатских обязанностей, депутаты могут использовать только официально выделенные и личные средства. Запрещается использовать какие-либо средства и услуги сторонних лиц. Официально выделенные средства должны использоваться только по прямому назначению.
Депутат обязан соблюдать финансовую дисциплину. В случае выявления нарушений финансовой дисциплины председатель Думы направляет соответствующую информацию для рассмотрения в Комиссию по вопросам Регламента и депутатской этики.
4.2. Депутатам не рекомендуется использовать в депутатской деятельности финансовые средства и материальные услуги физических лиц, государственных органов и организаций, в том числе общественных, где работают депутаты. Исключение составляют допускаемые законодательством возможности выделения помещений для депутатов при приеме ими граждан, использования множительной техники, получения депутатом организационно-технической, научно-консультационной и юридической помощи.
Председатель Волгоградской
областной Думы
Н.П.СЕМИСОТОВ
------------------------------------------------------------------