По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 10.10.2014 N 1735н "На постановление Администрации Волгоградской области от 24 октября 2011 г. N 626-п "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" "



Направлено письмом от 13 октября 2014 г. № 34/02-10750

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. № 1735н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 24 ОКТЯБРЯ 2011 Г. № 626-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ УСЛУГ,
КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ НЕОБХОДИМЫМИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ ДЛЯ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ
ОРГАНИЗАЦИЯМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ, И ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ИХ ОКАЗАНИЕ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 09 СЕНТЯБРЯ 2013 Г. № 458-П, ОТ 09 ИЮНЯ
2014 Г. № 287-П, ОТ 25 АВГУСТА 2014 Г. № 454-П)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления Администрации Волгоградской области от 24 октября 2011 г. № 626-п "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (в редакции от 09 сентября 2013 г. № 458-п, от 09 июня 2014 г. № 287-п, от 25 августа 2014 г. № 454-п) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Правительства Волгоградской области от 25 августа 2014 г. № 454-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 24 октября 2011 г. № 626-п "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены:
- Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг;
- Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения в сфере обеспечения прав граждан на получение качественных государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Лесным кодексом Российской Федерации;
- Водным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции от 28.12.2013 № 408-ФЗ);
- Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 12.03.2014 № 27-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 07.05.2013 № 104-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в редакции от 02.07.2013 № 159-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции от 28.06.2014 № 181-ФЗ);
- Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в редакции от 19.07.2011 № 248-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в редакции от 28.12.2013 № 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции от 25.11.2013 № 317-ФЗ);
- Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в редакции от 23.07.2013 № 226-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014 № 255-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 12.03.2014 № 27-ФЗ);
- Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в редакции от 28.06.2014 № 181-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 21.07.2014 № 255-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 № 396-ФЗ);
- Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (в редакции от 23.06.2014 № 160-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 9 названного Федерального закона перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются за счет средств заявителя.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
На момент принятия исследуемого нормативного правового акта вопросы организации государственной власти Волгоградской области регулировались Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного выше областного Закона систему органов государственной власти Волгоградской области составляли: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области), администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД было определено, что администрация Волгоградской области издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений, подписываемых главой администрации Волгоградской области.
Таким образом, на момент принятия исследуемого нормативного правового акта Администрация Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области, вправе была урегулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
Вместе с тем Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД утратил силу в связи с принятием Устава Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-ОД.
Согласно пункту 3 статьи 7 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-ОД систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
Правительство Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 3 статьи 32 Устава Волгоградской области Правительство Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Волгоградской области, постановлений Губернатора Волгоградской области издает постановления.
Согласно пункту 2 статьи 28 и пункту 4 статьи 27 Устава Волгоградской области Губернатор Волгоградской области возглавляет Правительство Волгоградской области.
В случаях, установленных федеральным законом, обязанности Губернатора Волгоградской области может временно исполнять лицо, назначаемое Президентом Российской Федерации.
Таким образом, Правительство Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 63 Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание, установлено, что министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области осуществляет аккредитацию граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в рамках своей компетенции.
Вместе с тем пунктом 12 статьи 4 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" определено, что национальный орган по аккредитации - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К полномочиям национального органа по аккредитации относятся осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подтверждение компетентности аккредитованных лиц.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается во вторжении министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации.
Содержание и форма исследуемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 02 ноября 2011 г. № 207.
Постановления Правительства Волгоградской области от 09 сентября 2013 г. № 458-п, от 09 июня 2014 г. № 287-п, от 25 августа 2014 г. № 454-п, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 сентября 2013 г. № 173, от 18 июня 2014 г. № 107, от 03 сентября 2014 г. № 162.
Вывод: постановление Администрации Волгоградской области от 24 октября 2011 г. № 626-п "Об утверждении Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Волгоградской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" (в редакции от 09 сентября 2013 г. № 458-п, от 09 июня 2014 г. № 287-п, от 25 августа 2014 г. № 454-п) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------