Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 10.10.2014 N 1730н "На постановление администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" "
Направлено письмом от 13 октября 2014 г. № 34/02-10745
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 10 октября 2014 г. № 1730н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 25 ИЮЛЯ 2011 Г. № 369-П "О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2011 Г. № 674-П, ОТ 27
ФЕВРАЛЯ 2012 Г. № 114-П, ОТ 28 АВГУСТА 2012 Г. № 306-П,
ОТ 09 ОКТЯБРЯ 2012 Г. № 413-П, ОТ 14 МАЯ 2014 Г. № 254-П)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы постановления администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14 ноября 2011 г. № 674-п, от 27 февраля 2012 г. № 114-п, от 28 августа 2012 г. № 306-п, от 09 октября 2012 г. № 413-п, от 14 мая 2014 г. № 254-п) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является формирование судебной практики применения федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - Порядок).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения в сфере обеспечения прав граждан на получение качественных государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014 № 255-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 21.07.2014 № 263-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно пунктам 1 и 14 статьи 13 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
На момент принятия исследуемого нормативного правового акта вопросы организации государственной власти Волгоградской области регулировались Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного выше областного Закона систему органов государственной власти Волгоградской области составляли: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области), администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД было определено, что администрация Волгоградской области издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений, подписываемых главой администрации Волгоградской области.
Таким образом, на момент принятия исследуемого нормативного правового акта администрация Волгоградской области, как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области, вправе была урегулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
Вместе с тем Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД утратил силу в связи с принятием Устава Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-ОД.
Согласно пункту 3 статьи 7 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-ОД систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
Правительство Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 3 статьи 32 Устава Волгоградской области Правительство Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава и законов Волгоградской области, постановлений Губернатора Волгоградской области издает постановления.
Согласно пункту 2 статьи 28 Устава Волгоградской области Губернатор Волгоградской области возглавляет Правительство Волгоградской области.
Таким образом, издание исследуемого нормативного правового акта входит в компетенцию высшего исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно подпункту "е" пункта 3.7 анализируемого Порядка раздел "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц" должен содержать пункт, регламентирующий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации и Волгоградской области.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Исходя из анализа главы 2.1 названного Федерального закона "Досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего", в статье 11.2 определены общие требования к порядку рассмотрения жалобы. Из смысла положений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона, предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Структура административного регламента должна содержать в том числе раздел, устанавливающий досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 13 определено, что разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.2014 № 45-АПГ14-5 "Об оставлении без изменения решения Свердловского областного суда от 06.05.2014, которым удовлетворено заявление о признании недействующим пп. 6 п. 19 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утв. постановлением правительства Свердловской области от 16.11.2011 № 1576-1111" (в ред. постановления правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1308-1Ш) федеральное законодательство не предусматривает возможности приостановления рассмотрения жалобы и, соответственно, не называет перечня оснований для такого приостановления.
Таким образом, закрепление в региональном нормативном правовом акте нормы, предусматривающей обязательное указание перечня оснований для приостановления рассмотрения жалобы в случае, если возможность приостановления предусмотрена законодательством Российской Федерации, противоречит федеральному законодательству, в силу которого у органа, предоставляющего государственную услугу, отсутствует право при рассмотрении в досудебном (внесудебном) порядке жалобы приостановить ее рассмотрение, поскольку федеральным законодательством не предусмотрена сама возможность приостановления рассмотрения жалобы.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 августа 2011 г. № 142.
Постановления от 14 ноября 2011 г. № 674-п, от 27 февраля 2012 г. № 114-п, от 28 августа 2012 г. № 306-п, от 09 октября 2012 г. № 413-п, от 14 мая 2014 г. № 254-п, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 ноября 2011 г. № 220, от 07 марта 2012 г. № 40, от 05 сентября 2012 г. № 163, от 17 октября 2012 г. № 193, от 16 мая 2014 г. № 85.
Вывод: постановление администрации Волгоградской области от 25 июля 2011 г. № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14 ноября 2011 г. № 674-п, от 27 февраля 2012 г. № 114-п, от 28 августа 2012 г. № 306-п, от 09 октября 2012 г. № 413-п, от 14 мая 2014 г. № 254-п) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------