По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Котельниковского районного суда Волгоградской области от 07.10.2014 по делу N 2-525/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6.3 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, утв. решением Котельниковского райсовета народных депутатов Волгоградской обл. от 27.04.2012 N 44/317, в части слов "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности">



КОТЕЛЬНИКОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2014 г. по делу № 2-525/2014

Котельниковский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего Молодцовой Л.И.
с участием прокурора Фадеева В.А.,
представителя ответчика администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области ФИО11
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах ФИО8 к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, Котельниковскому районному Совету народных депутатов Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет,

установил:

прокурор Котельниковского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО9 указывая, что прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области проведена проверка по обращению ФИО10. о нарушениях пенсионного законодательства в деятельности администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что администрацией Котельниковского муниципального района ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ назначена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере <данные изъяты> руб. исходя из N% среднемесячного денежного вознаграждения.
Решением Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области № 44/317 от 27.04.2012 года утверждено новое Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, согласно п. 6.2 которого установлен иной порядок расчета пенсии за выслугу лет, - в размере N% процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Данный нормативный правовой акт вступил в силу 22.05.2012 года - с момента опубликования в газете "Искра" № 60 от 22.05.2012 года.
При расчете пенсии за выслугу лет с применением новых правил размер пенсии ФИО1 уменьшился с ДД.ММ.ГГГГ года.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, согласно п. 5 ч. 1 которой, гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства правовой природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ, права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме распространяются на муниципального служащего.
Это законоположение, находящееся в системном единстве с п. 6 ст. 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В этой связи, как Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям Федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм материального права следует, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации, регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе в части размера подлежащей к выплате пенсии. Исходя из принципа, закрепленного в ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, п. 6.2 решения Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области № 44/317 от 27.04.2012 в части установления пенсии за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", противоречит законодательству в области пенсионного обеспечения.
Действиями администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области нарушаются социальные права ФИО1 в области пенсионного обеспечения. В этой связи прокурор вправе в порядке ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту социальных прав ФИО1.

Прокурор просил признать недействующим п. 6.2 решения Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области № 44/317 от 27.04.2012 года "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области" со дня принятия; обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет ФИО1 пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.11.2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с 22 мая 2012 года.

В судебном заседании прокурор, участвующий по делу Фадеев В.А. уточнил исковые требования, а именно просил признать недействующим в части "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности" п. 6.3 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области № 44/317 от 27 апреля 2012 года, остальные требования о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет ФИО1 пенсии за выслугу лет оставил без изменения. Уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Суду пояснил, что ФИО1 с 01.04.1992 года по 31.07.1995 года занимала муниципальную должность <данные изъяты>, о чем имеется запись в трудовой книжке. Исходя из принципа, закрепленного в ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Оспариваемый п. 6.3 Положения, утвержденного решением Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области № 44/317 от 27.04.2012 в части установления пенсии за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", противоречит законодательству в области пенсионного обеспечения и действующему законодательству Волгоградской области, в частности Закону Волгоградской области от 31.12.2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" в части определения размера выплачиваемой пенсии за выслугу лет за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, инвалидности. Законом Волгоградской области от 22.04.2012 года № 41-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" были внесены изменения: в ч. 1 ст. 6 слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ" были исключены. С момента вступления вышеуказанного Закона Волгоградской области в силу, пенсии государственным служащим Волгоградской области назначаются и выплачиваются без вычета страховой части. Считает, что п. 6.3 Положения противоречит действующему законодательству Волгоградской области в части определения размера выплачиваемой пенсии за выслугу лет за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, инвалидности, в связи с чем, должен быть признан недействующим и неподлежащим применению. В связи с тем, что пункт 6.3 Положения не соответствует требованиям законодательства, нарушаются права ФИО1 на получение пенсии, так как она как муниципальный служащий, получающий пенсию за выслугу лет, находится в неравных правах с государственными служащими, которые получают пенсию без вычета страховой части трудовой пенсии по старости, инвалидности.
Истец ФИО1, извещенная надлежащим образом о дне судебного заседания телефонограммой, не явилась. Исковое заявление и определение о подготовке дела к судебному разбирательству, направленные по месту жительства, истцом получены, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Представитель ответчика Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не предоставил суду сведения о причинах неявки в суд.
Согласно ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Суд считает, что нежелание сторон непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует об их уклонении от участия в состязательном процессе, и не может влечь неблагоприятные последствия для суда, а также не должно отражаться на правах других лиц на доступ к правосудию.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд с согласия участников процесса, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца ФИО1 и представителя ответчика Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области.
Представитель ответчика администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО4 с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Суду пояснил, что в соответствии с постановлением главы администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области № 1273 от 12.10.2011 года ФИО1 с 01.06.2011 года была назначена пенсия за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы Котельниковского района Волгоградской области (<данные изъяты>) в размере N% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. Данное постановление в настоящее время является действующим, оно не оспорено и никем не отменено и не изменено. Пенсия за выслугу лет ФИО1 как лицу, замещавшему муниципальную должность - <данные изъяты> администрации Котельниковского района, не назначалась. Считает оспариваемый прокурором пункт 6.3 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, не применимым при назначении пенсии за выслугу лет ФИО1, поскольку она замещала должность муниципальной службы Котельниковского муниципального района (абз. 2 п. 3.1 ч. 3 Положения) и ей назначена пенсия в соответствии с п. 6.1 Положения. Считает, что орган местного самоуправления вправе самостоятельно установить размер процентов среднемесячного денежного содержания и вычета сумм страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, либо государственной пенсии, исходя из финансовых возможностей бюджета муниципального образования, что не противоречит федеральному законодательству. Правовая природа пенсии за выслугу лет муниципальному служащему заключается в ее дополнительном характере к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются исключительно органы местного самоуправления. Определение размера пенсии с учетом изложенного на будущее время с учетом бюджетных возможностей и при отсутствии иного правового регулирования на более высоком уровне является самостоятельным полномочием органа местного самоуправления. Следовательно, оспариваемый прокурором нормативный акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем, оснований для перерасчета пенсии ФИО1 не имеется. Просил в удовлетворении иска прокурора отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 11.02.2008 года № 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", Уставом Котельниковского муниципального района Волгоградской области, Котельниковский районный Совет народных депутатов Волгоградской области принял решение от 27 апреля 2012 года № 44/317 "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области".
Данным решением утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее - Положение), которое устанавливает в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", в котором регламентируются основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, порядок ее назначения и размер.
Указанное решение опубликовано в номере № 60 от 22.05.2012 года газеты "Искра".
Каких-либо нарушений процедуры принятия оспариваемого решения, судом не усматривается.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является получателем муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Положением.
Пенсия за выслугу лет, как лицу, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы Котельниковского района Волгоградской области - <данные изъяты>, назначена ФИО1 с 01.06.2011 года в размере N% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости на основании постановления главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области № 1273 от 12.10.2011 года. При этом запись в трудовой книжке о занятии ФИО1 должности <данные изъяты> отсутствует.
Согласно представленному расчету, размер пенсии за выслугу лет ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял <данные изъяты> руб. 44 коп., что составляет N% среднемесячного денежного вознаграждения.
Судом установлено, что ФИО1 с 01.04.1992 года по 31.07.1995 года занимала муниципальную должность <данные изъяты> администрации Котельниковского района, о чем имеются записи в трудовой книжке № 15 - 17.
Каких-либо сведений и достоверных доказательств, что ФИО1 назначалась пенсия за выслугу лет в связи с занятием ею муниципальной должности Котельниковского муниципального района - <данные изъяты> администрации Котельниковского района, суду не представлено.
В соответствии с оспариваемым прокурором пунктом 6.3 указанного Положения, лицам, замещавшим муниципальные должности Котельниковского муниципального района Волгоградской области с 01.01.2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов ежемесячного денежного вознаграждения за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Проверяя обоснованность заявленных прокурором требований, суд установил следующее.
Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД (в редакции от 28.12.2009 № 1977-ОД) "О пенсионном обеспечении за выслугу лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, порядок ее назначения и размер (в ред. Законов Волгоградской области от 10.01.2006 № 1181-ОД, от 08.06.2010 № 2051-ОД, от 26.11.2013 № 161-ОД).
Законом Волгоградской области от 22.04.2012 года № 41-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" внесены изменения в ч. 1 абз. 1 ст. 6, из которой следует, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в размере № процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. Слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ", были исключены.
В статье 23 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 части 1 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Таким образом, суд приходит к выводу, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, пункт 6.3 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области в части установления размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности не ухудшает положения гражданина, установление размера такой пенсии является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12), что, однако, не исключает связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Реализация конституционных целей Российской Федерации в сфере государственного пенсионного обеспечения предопределяет необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированности всем гражданам соответствующих социальных прав независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой. Выполнение этой задачи обеспечивается на основе как неукоснительного соблюдения финансовой самостоятельности муниципальных образований, так и выравнивания уровней их социально-экономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения публичных финансов, включая бюджетные средства.
Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств. При этом не может не учитываться, что Конституция Российской Федерации не только прямо закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, но, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе (постановление от 15 декабря 2003 года № 19-П).
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (пункт 12 части 1 статьи 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Само по себе такое правовое регулирование, связанное с установлением лишь общего принципа пенсионного обеспечения муниципальных служащих, не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсий за выслугу лет и, соответственно, не может рассматриваться как предполагающее введение несовместимых с Конституцией Российской Федерации ограничений конституционных прав местного самоуправления.
Институт муниципальной службы, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, как установлено судом, пенсия ФИО1 назначена в соответствии с п. 6.1 указанного Положения (о чем также указывалось ФИО1 в заявлении прокурору) в связи с занятием ею должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области - <данные изъяты>. Данный пункт Положения в судебном заседании прокурором не оспорен, что также подтверждает факт не нарушения пунктом 6.3 Положения социальных прав ФИО1 в области пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании недействующим в части "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности" п. 6.3 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области № 44/317 от 27 апреля 2012 года; о возложении на администрацию Котельниковского муниципального района обязанности произвести перерасчет ФИО1 пенсии за выслугу лет, исходя из размера N% ежемесячного денежного вознаграждения в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с 22 мая 2012 года, являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении искового заявления прокурора Котельниковского района Волгоградской области в интересах ФИО1 о признании недействующим в части "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности" п. 6.3 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Котельниковского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Котельниковского районного Совета народных депутатов Волгоградской области № 44/317 от 27 апреля 2012 года; о возложении на администрацию Котельниковского муниципального района обязанности произвести перерасчет ФИО1 пенсии за выслугу лет, исходя из размера N% ежемесячного денежного вознаграждения в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с 22 мая 2012 года - отказать.
Решение принято в окончательной форме 12 октября 2014 года, и может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
МОЛОДЦОВА Л.И.


------------------------------------------------------------------