Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 30.05.2014 N 939н "На постановление главы администрации Волгоградской области от 05 ноября 1996 г. N 606 "Об утверждении Порядка приема сточных вод и взимания с предприятий "
Направлено письмом от 2 июня 2014 г. № 34/02-6313
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. № 939н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 05 НОЯБРЯ 1996 Г. № 606 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИЕМА
СТОЧНЫХ ВОД И ВЗИМАНИЯ С ПРЕДПРИЯТИЙ (ОРГАНИЗАЦИЙ) ПЛАТЫ
ЗА СБРОС СТОЧНЫХ ВОД И ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СИСТЕМЫ
КАНАЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 24 АПРЕЛЯ 1997 Г. № 222, ОТ 17 АВГУСТА
2005 Г. № 831, ОТ 02 ФЕВРАЛЯ 2010 Г. № 142,
ОТ 13 НОЯБРЯ 2013 Г. № 1156)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертиза постановления главы администрации Волгоградской области от 05 ноября 1996 г. № 606 "Об утверждении Порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" (в редакции от 24 апреля 1997 г. № 222, от 17 августа 2005 г. № 831, от 02 февраля 2010 г. № 142, от 13 ноября 2013 г. № 1156) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден Порядок приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 12.03.2014 № 28-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 12.03.2014 № 27-ФЗ);
- Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции от 28.12.2013 № 417-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (в редакции от 26.12.2013 № 1273);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (в редакции от 29.07.2013 № 644);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (в редакции от 30.12.2013 № 1314);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 указанного Федерального закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 2 указанного выше Постановления Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано определять порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с учетом освоения абонентами средств на проведение мероприятий по уменьшению указанного сброса.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
На момент принятия исследуемого нормативного правового акта вопросы организации государственной власти Волгоградской области регулировались Уставом (Основным законом) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 указанного выше областного Закона систему органов государственной власти Волгоградской области составляли: Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области), администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области.
Пунктом 4 статьи 39 Устава (Основного закона) Волгоградской области определено, что в пределах своих полномочий глава администрации области издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений.
Таким образом, глава администрации Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе урегулировать рассматриваемые отношения путем издания нормативного правового акта в форме постановления.
Вместе с тем Устав (Основной закон) Волгоградской области от 17.07.1996 № 73-ОД утратил силу в связи с принятием Устава Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-ОД.
Согласно пункту 3 статьи 7 Устава Волгоградской области от 24.02.2012 № 1-ОД систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Правительство Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Пунктом 2 статьи 24 Устава Волгоградской области установлено, что Губернатор Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Волгоградской области издает постановления и распоряжения.
Таким образом, Губернатор Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе вносить изменения в нормативные правовые акты главы администрации Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно абзацу 2 преамбулы Порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области, утвержденного исследуемым нормативным правовым актом, Порядок распространяется на абонентов, отводящих сточные воды (все виды сточных вод, сбрасываемых в результате деятельности абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения: питьевого, технического, горячего, пара от теплоснабжающих организаций и других, а также поверхностные и дренажные воды с территории абонента и загрязняющие вещества через системы канализации населенных пунктов в окружающую природную среду), и на организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.
Вместе с тем пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 установлено, что постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 г. № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", во исполнение которого издано исследуемое Постановление, не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в неверном определении сферы деятельности исследуемого нормативного правового акта.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 ноября 1996 г. № 218.
Постановления от 24 апреля 1997 г. № 222, от 17 августа 2005 г. № 831, от 02 февраля 2010 г. № 142, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы соответственно в региональной газете "Волгоградская правда" от 08 мая 1997 г. № 83, от 24 августа 2005 г. № 156, от 10 февраля 2010 г. № 24.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 13 ноября 2013 г. № 1156, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 20 ноября 2013 г. № 217.
Вывод: постановление главы администрации Волгоградской области от 05 ноября 1996 г. № 606 "Об утверждении Порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" (в редакции от 24 апреля 1997 г. № 222, от 17 августа 2005 г. № 831, от 02 февраля 2010 г. № 142, от 13 ноября 2013 г. № 1156) не соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------