Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.05.2014 по делу N А12-6322/2014 <В удовлетворении требований о признании недействительным приказа о приостановлении действия разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух отказано, поскольку основанием для вынесения данного приказа явилось установление уполномоченным органом факта нарушения обществом условий разрешения на выбросы>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2014 г. по делу № А12-6322/2014
Резолютивная часть решения объявлена 27 мая 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2014 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Пономаревой Елены Викторовны,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николенко Ириной Васильевной,
при участии в судебном заседании:
от закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" - Ф., представитель по доверенности от 13.02.2014;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области - Г., главный специалист-эксперт, доверенность <...>;
от Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры - Шамшутдинов З.З., помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры;
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" (ОГРН 1023405165816, ИНН 3428088196) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области о признании недействительным приказа, с участием в деле Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры;
установил:
закрытое акционерное общество "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 18.10.2013 № 1564 о приостановлении действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В обоснование заявленных требований закрытое акционерное общество "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" ссылается на нарушение Управлением Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, а также указывает на то, что постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 18.02.2014 по делу № А12-26898/2013 постановление Управления Росприроднадзора по Волгоградской области от 17.10.2013 № 8/19-13-Э о привлечении общества к административной ответственности признано незаконным и отменено, следовательно, не может являться основанием для приостановления действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в заявлении и дополнении к заявлению.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура поддержала позицию заинтересованного лица.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" является производство изделий из бетона для использования в строительстве. Закрытое акционерное общество "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" на основании разрешения от 17.12.2012 № 0796 осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по перечню и в количестве веществ, разрешенных к выбросу стационарными источниками, расположенными на промышленных площадках предприятия, указанных в приложении к разрешению. Согласно разрешению период его действия определен по 26.11.2017.
В Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Волгоградской области 14.08.2013 поступили результаты лабораторно-аналитических исследований по пробам промышленных выбросов, полученные в ходе проверки закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области.
По результатам аналитического контроля, проведенного филиалом Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области", проб промышленных выбросов, отобранных на предприятии 02.08.2013 года, на источнике выбросов № 0004 (труба сушильно-печного отделения) обнаружено превышение нормы удельного выброса углерода оксида, азота диоксида от установленных в проекте нормативов предельно допустимых выбросов. На источнике № 0004 (цех керамзитного гравия. Сушильно-печное отделение. Труба) обнаружены превышения норм, установленных в проекте нормативов ПДВ, по азоту диоксиду в 3,5 раз, углероду оксиду в 2,8 раза (отчет и протокол КХА № 327 от 05.08.2013).
Согласно проекту нормативов предельно допустимых выбросов удельный выброс углерода оксида на данном источнике установлен 0,2900000 г/с, удельный выброс азота диоксида на данном источнике установлен 0,0310000 г/с. По результатам аналитического контроля удельный выброс углерода оксида на источнике выбросов № 0004 (дымовая труба сушильно-печного отделения) составил - 0,8027250 г/с и удельный выброс азота диоксида на данном источнике составил - 0,1089000 г/с (протокол количественного химического анализа филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области" от 05.08.2013 № 327).
Усмотрев в действиях закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении обществом условий разрешения от 17.12.2012 № 0796 на выброс вредных веществ в атмосферу на стационарном источнике № 0004 при эксплуатации технологического оборудования, государственный инспектор по охране природы на территории Волгоградской области 02.10.2013 составил в отношении общества протокол № 8/9-13-Э об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения указанного протокола и материалов проверки административным органом 17.10.2013 вынесено постановление № 8/9-13-Э о назначении закрытому акционерному обществу "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Закрытому акционерному обществу "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" выдано представление от 17.10.2013 № 8/19-13-Э об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Начальником отдела экологического надзора в адрес начальника государственной экологической экспертизы и нормирования представлена служебная записка от 17.10.2013 и материалы административного дела для решения вопроса о приостановлении действия разрешения на выброс закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций".
Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 18.10.2013 № 1564 действие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух приостановлено с 18.10.2013.
Впоследствии после получения ответа от 15.11.2013 № 206 на представление и информации от 30.12.2013 № 237 об устранении оснований приостановления действия разрешения приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 10.01.2014 № 9 действие разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух возобновлено.
Закрытое акционерное общество "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций", посчитав, что приказ уполномоченного органа от 18.10.2013 № 1564 о приостановлении действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не соответствует нормам права и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", нормы которого направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области является уполномоченным органом, осуществляющим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", полномочия по надзору в сфере осуществления контроля и надзора за выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), осуществления вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Условия и сроки исполнения административной процедуры по приостановлению действия разрешения на выбросы регулируются Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства природы Российской Федерации от 25.11.2011 № 650 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ)".
Исходя из положений пункта 22.2 данного Административного регламента, при нарушении условий разрешения на выбросы, в том числе невыполнении в установленные сроки утвержденных планов мероприятий по снижению выбросов, загрязняющих атмосферный воздух, либо не достижению запланированной эффективности реализованных мероприятий, действие разрешения на выбросы может быть приостановлено.
Согласно пункту 22.1. Административного регламента административная процедура по приостановлению действия разрешения на выбросы включает следующие административные действия:
получение информации и документированных фактов о выявлении оснований для приостановления действия разрешения на выбросы;
назначение ответственного должностного лица;
рассмотрение представленной информации, полученной в установленном порядке по результатам федерального государственного экологического надзора, содержащей факты, являющиеся основанием для приостановления действия разрешения на выбросы, и оценку соответствия представленной информации основаниям для приостановления действия разрешения на выбросы;
подготовку и оформление в установленном порядке проекта приказа и издание приказа территориального органа Росприроднадзора о приостановлении действия разрешения на выбросы;
подготовку и оформление письма хозяйствующему субъекту - владельцу разрешения на выбросы о приостановлении действия разрешения на выбросы;
направление письма о приостановлении действия разрешения на выбросы хозяйствующему субъекту - владельцу разрешения на выбросы;
внесение информации о приостановлении действия разрешения на выбросы в соответствующий информационный ресурс (журнал, банк данных).
Судом установлено, что в ходе проверки предприятия в августе 2013 года Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры с привлечением специалиста Управления Росприроднадзора по Волгоградской области и специалистов филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области" установлено превышение выброса вредных веществ.
Согласно отчету филиала Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области" от 05.08.2013 № 327 на источнике № 0004 (Цех керамзитового гравия. Сушильно-печное отделение. Труба) обнаружены превышения норм, установленных в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов, по азоту диоксиду в 3,5 раз, углероду оксиду в 2,8 раза.
Согласно нормативам предельно-допустимых выбросов удельный выброс углерода оксида на данном источнике установлен 0,2900000 г/с, удельный выброс азота диоксида на данном источнике установлен 0,0310000 г/с. По данным аналитического контроля удельный выброс углерода оксида на источнике выбросов № 0004 (дымовая труба сушильно-печного отделения) составил 0,8027250 г/с и удельный выброс азота диоксида на данном источнике составил 0,1089000 г/с (протокол количественного химического анализа от 05.08.2013 № 327).
Филиал Федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Волгоградской области" является экспертной организацией в области экологического контроля, что подтверждается свидетельством об аккредитации № РОСС ИЗ.0001.410053 от 01.11.2012, выданным Федеральной службой по аккредитации. Государственный контроль проводится с привлечением аккредитованных лабораторий в соответствии с ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009. Техническая компетентность учреждения подтверждена аттестатом аккредитации № РОСС И1.0001.510592, выданным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
Факт нарушения закрытым акционерным обществом "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" условий разрешения на выбросы установлен судом при рассмотрении заявления закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 17.10.2013 № 8/19-13-Э о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу № А12-26898/2013.
Заявитель указывает, что основанием для издания приказа от 18.10.2013 № 1564 о приостановлении действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ явилось постановление от 17.10.2013 № 8/9-13-Э, которое признано незаконным и отменено постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу № А12-26898/2013, в связи с чем данный приказ является недействительным.
Вместе с тем из текста приказа от 18.10.2013 № 1564 следует, что в соответствии с пунктом 22.2 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, на основании информации по результатам государственного экологического надзора в связи с нарушением условий разрешения на выбросы его действие приостанавливается.
Ссылка в тексте приказа на постановление от 17.10.2013 № 8/9-13-Э является лишь указанием на документ, который содержит сведения о нарушении условий разрешения на выброс.
Кроме того, факт нарушения условия разрешения на выбросы подтвержден и постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2014 по делу № А12-26898/2013.
Постановлением апелляционной инстанции признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области от 17.10.2013 № 8/19-13-Э о привлечении закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" в связи с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности.
При этом суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении условий разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух в виде превышения норм удельного выброса углерода оксида и азота диоксида.
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении спора по делу об административном правонарушении дана оценка законности и обоснованности проведения процедуры отбора проб и проведении анализа.
Каких-либо доказательств нарушения порядка проведения указанных процедур, а также требований нормативных актов при проведении указанных процедур заявитель не представил.
Таким образом, основанием для вынесения приказа от 18.10.2013 № 1564 о приостановлении действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух явилось установление уполномоченным органом факта нарушения обществом условий разрешения на выбросы.
Пунктом 22.2 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления действия разрешения на выброс, одним из которых является нарушение условий разрешения на выбросы.
С учетом изложенного довод заявителя о недействительности оспариваемого приказа от 18.10.2013 № 1564 в связи с отменой постановления от 17.10.2013 № 8/19-13-Э по делу об административном правонарушении суд находит ошибочным, поскольку основанием для приостановления разрешения на выброс в рассматриваемом случае явилось нарушение обществом условий разрешения на выбросы, а не постановление о привлечении общества к административной ответственности.
Сведения о превышении обществом норм удельного выброса углерода оксида и азота диоксида установлены по результатам государственного экологического контроля, проведенного Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области, после чего материалы проверки переданы в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области. При рассмотрении материалов административного дела уполномоченный орган пришел к выводу о нарушении закрытым акционерным обществом "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" условий разрешения на выбросы, что явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения приказа о приостановлении действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
С учетом вышеизложенного довод заявителя о нарушении уполномоченным органом пункта 8.1. Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650, предусматривающего, что аннулирование, приостановление, возобновление действия, разрешения на выбросы осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения информации, являющейся основанием для приостановления, аннулирования и возобновления действия разрешения на выбросы, суд находит несостоятельным.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Управления Росприроднадзора по Волгоградской области законных оснований для издания приказа от 18.10.2013 № 1564 о приостановлении действия разрешения от 07.12.2012 № 0796 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с положениями пункта 22.2 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 25.07.2011 № 650.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 1193 "Об утверждении перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде, для целей государственного экологического надзора", осуществление хозяйственной и иной деятельности на основании разрешительных документов с превышением установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду отнесено к нарушениям, представляющим угрозу причинения вреда окружающей среды, в связи с чем меры реагирования государственного органа адекватны и соразмерны нарушению.
Оспариваемым приказом от 18.10.2013 № 1564 действие разрешения на выброс приостановлено во избежание причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан.
После устранения обществом выявленных нарушений действие разрешения на выброс от 07.12.2012 № 0796 Управлением Росприроднадзора по Волгоградской области возобновлено на основании приказа от 10.01.2014 № 9.
Таким образом, права и законные интересы закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым ненормативным актом не нарушены.
В удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций") о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 18.10.2013 № 1564 о приостановлении действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует отказать.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Среднеахтубинский комбинат строительных материалов и конструкций" (ОГРН 1023405165816, ИНН 3428088196) о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области от 18.10.2013 № 1564 о приостановлении действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке через Арбитражный суд Волгоградской области в течение месяца со дня его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья
Е.В.ПОНОМАРЕВА
------------------------------------------------------------------