Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.05.2014 по делу N А12-8500/2014 <Требования о взыскании убытков в виде реальных расходов в связи с предоставлением жилого помещения гражданину, страдающему заразной формой туберкулеза, удовлетворены, поскольку расходы являются для субъекта РФ убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета; доказательств того, что в спорный период из федерального бюджета выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных льгот, не представлено>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2014 г. по делу № А12-8500/2014
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 15 мая 2014 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Лаврик Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гребенюковой Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Правительства Волгоградской области (400098, Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина, 9; ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109097, Москва, ул. Ильинка, дом 9, строение 1; ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Коммунистическая, дом 28а; ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555), с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерства финансов Волгоградской области (400131, Волгоград, ул. Порт-Саида, дом 7; ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922), о взыскании убытков в размере 960 990 рублей, с участием в судебном заседании:
от истца - С.Д. по доверенности <...>,
от ответчика - Ф.Е. по доверенностям <...>, <...>,
от третьего лица - Л.Т. по доверенности <...>,
установил:
Правительство Волгоградской области (истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (далее - ответчик) о взыскании в пользу Волгоградской области 960 990 убытков в виде реальных расходов в связи с предоставлением жилого помещения (квартиры) гражданину С.И., страдающему заразной формой туберкулеза, во исполнение вступившего в законную силу судебного акта - решения Волжского городского суда Волгоградской области от 02.10.2012 по делу № 2-3811/2012 (в редакции заявления истца от 30.04.2014 № 19-12/8959).
Иск основан на статьях 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениях Жилищного кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 18.96.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Определением арбитражного суда от 26.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено министерство финансов Волгоградской области (далее - Минфин области, третье лицо).
Определением от 10.04.2014 дело назначено к судебному разбирательству на 14.05.2014 г.
В судебном заседании представители Правительства и министерства финансов Волгоградской области поддержали исковые требования.
Ответчик возражает против удовлетворения иска. Ссылается на то, что предоставления отдельных жилых помещений гражданам, страдающими заразными формами туберкулеза, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а по таким вопросам, неурегулированным федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъекта РФ должны осуществляться самостоятельно и в пределах средств бюджета субъекта.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения его участников, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, гражданин С.И., страдающий заболеванием активный туберкулез левого легкого с бактериовыделением (т.е заразной формой туберкулеза), обратился в Волжский городской суд Волгоградской области с иском о предоставлении ему во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма. Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 02.10.2012 по делу № 2-3811/2012 на Правительство Волгоградской области возложена обязанность предоставить С.И. отдельное благоустроенное жилое помещение на состав семьи один человек жилое помещение площадью не менее установленных норм предоставления жилых помещений в городе Волжском.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 31.01.2013 решение Волжского городского суда от 02.10.2012 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Правительства Волгоградской области без удовлетворения.
Определением Волгоградского областного суда от 27.05.2013 отказано в передаче кассационной жалобы Правительства Волгоградской области на решение от 02.10.2012 и на апелляционной определение от 31.01.2013 для рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Во исполнение вступившего в законную силу Волгоградской областью для С.И. приобретена квартира общей площадью 30,9 кв. м <...>.
Данный факт подтверждается документацией по размещению заказа на закупку квартиры в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", договором купли-продажи от 10.10.2013 № 97.
Оплата по договору купли-продажи от 10.10.2013 № 97 в сумме 960 990 руб. по платежному поручению № 394105 от 27.11.2013 произведена за счет резервного фонда Правительства Волгоградской области.
Вышеуказанная квартира передана гр. С.И. по договору социального найма от 20.12.2013 № 01/2013.
Ссылаясь на то, что расходы в размере 960 990 руб. являются для Волгоградской области убытками и подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, Правительство Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствуется следующим:
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится, в частности возмещение убытков.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. (пункт 2 статьи 15 ГК РФ)
В свою очередь в статье 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений статей 52, 53 Конституции Российской Федерации.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма регулируется статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу пункта 3 названной статьи Жилищного кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Во исполнение пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. К указанным формам хронических заболеваний относятся, в том числе активные формы туберкулеза с выделением микробактерий туберкулеза.
В пункте 5 статьи 14 Федерального закона от 18.96.2001 № 77-ФЗ (в редакции от 18.07.2011) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 77-ФЗ) установлено, что больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Однако нормы названного Федерального закона № 77-ФЗ (являющегося специальным и имеющего приоритет в правоприменении) не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление жилых помещений больным заразной формой туберкулеза.
На территории Волгоградской области областной Думой принят 07.10.2004 и действует Закон от 02.11.2004 № 954-ОД (в редакции от 10.07.2012) "О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области", который также не установил норм об источнике финансирования мер социальной поддержки больных туберкулезом.
Из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", вытекает, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанности по вопросам социальной защиты населения возлагаются на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно пункту 19 вышеназванного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с предоставлением после 01.01.2005 потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающих полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
На основании подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета).
С принятием Закона Волгоградской области от 02.11.2004 № 954-ОД "О противотуберкулезной помощи и предупреждении распространения туберкулеза в Волгоградской области" Российская Федерация не может устраниться от обязанности по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки, установленных в статье 14 Федерального закона № 77-ФЗ.
При этом объем финансовых средств для реализации Федерального закона № 77-ФЗ должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории (больных туберкулезом) и ежегодно предусматриваться в федеральном бюджете.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что Волгоградской области когда-либо выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию льгот, установленных Федеральным законом № 77-ФЗ.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении ФАС Поволжского округа от 17.01.2014 № А12-10377/2013, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 02.04.2010 по делу № А31-4821/2009, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.2010 № ВАС-10015/10 по делу № А31-4821/2009.
Возражения ответчика не могут быть приняты во внимание как несоответствующие правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 № 30-П "По делу о проверке конституционности статей 4, 5 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в связи с запросами Правительства Волгоградской области и Правительства Сахалинской области".
Вопрос о взыскании государственной пошлины по иску арбитражным судом не рассматривается, поскольку стороны данного дела освобождены от ее уплаты в силу закону как истцы и как ответчики.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу субъекта Российской Федерации - Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области убытки в виде реальных расходов на сумму 960 990 рублей, в связи с предоставлением во исполнение вступившего в законную силу судебного акта - решения Волжского городского суда Волгоградской области от 02.10.2012 по делу № 2-3811/2012 жилого помещения (квартиры) <...> гражданину С.И., страдающему заразной формой туберкулеза.
Решение может быть обжаловано в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Волгоградской области или в кассационном порядке.
Информацию о движении по делу можно получить по телефону (8442) 24-76-00 (доб. 55-27), а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru/.
Судья
Н.В.ЛАВРИК
------------------------------------------------------------------