В качестве консультаций может быть оказана юридическая помощь в Москве.

По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 18.04.2014 по делу N 33-3164/2014 <Об отмене решения Камышинского городского суда Волгоградской области от 24.01.2014 и признании недействующим пункта 6.2 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Камышинского муниципального района Волгоградской области, утв. решением Камышинской районной Думы Волгоградской обл. от 26.12.2007 N 31/250>



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 апреля 2014 г. по делу № 33-3164/2014

Судья Дыблин В.Ю.
"18" апреля 2014 г. судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего: Марчукова А.В.,
судей: Куденко И.Е., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре: Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <.......> районной Думе <.......>, администрации <.......> муниципального района <.......> о признании недействующим п. 6.2 решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, возложении обязанности на администрацию <.......> муниципального района по перерасчету пенсии за выслугу лет на основании Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации <.......>, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
по апелляционной жалобе ФИО1,
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 24 января 2014 года, которым
было отказано в удовлетворении иска ФИО1.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав ФИО1, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя администрации <.......> муниципального района <.......> и <.......> районной Думы <.......> ФИО2, возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась с иском к <.......> районной Думе <.......>, администрации <.......> муниципального района <.......> о признании недействующим п. 6.2 решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, возложении обязанности на администрацию <.......> муниципального района по перерасчету пенсии за выслугу лет на основании Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований указала, что в связи с выходом на пенсию, постановлением главы <.......> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> ей как лицу, замещавшему должность муниципального служащего в администрации <.......> муниципального района, была назначена дополнительная пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, согласно п. 6.2 которого, лицам, замещавшим должности муниципальной службы <.......> муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ".
Вместе с тем, данный порядок выплаты пенсии муниципальным служащим противоречит положениям Закона Волгоградской области № 41-ОД от 20 апреля 2012 г. о внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" в соответствии с которым, пенсия за выслугу лет назначается в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего без вычета страховой части трудовой пенсии по старости.
Однако в удовлетворении поданного ею заявления о перерасчете пенсии ей было отказано со ссылкой на решение <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, согласно которому, органы местного самоуправления вправе самостоятельно вводить и изменять порядок и условия пенсионного обеспечения, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из финансово-экономических возможностей.
Поскольку решение <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в части порядка начисления и выплаты пенсии противоречит положениям Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД, просила признать недействующим п. 6.2 решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, возложить обязанность на администрацию <.......> муниципального района по перерасчету пенсии за выслугу лет на основании Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> рублей.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права. Полагает, что суд необоснованно отказал в иске, не принял во внимание тот факт, что определенный администрацией <.......> муниципального района порядок выплаты пенсии не может противоречить положениям Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД, предусматривающим иной порядок начисления и размер пенсии, подлежащий к выплате.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, возложены Федеральным законодателем на органы местного самоуправления, которые вправе самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим, в том числе и, ежемесячную доплату к трудовой пенсии, пенсию за выслугу лет. Кроме того, суд пришел к выводу о том, что не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность по принятию нормативно-правового акта.
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлены гарантии для муниципального служащего, согласно п. 5 ч. 1 которой, гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ, включающий право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в круг основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11), относит к числу гарантий муниципального служащего его пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23). При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства правовой природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ, права государственного гражданского служащего, установленные Федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме распространяются на муниципального служащего.
Это законоположение, находящееся в системном единстве с п. 6 ст. 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
В этой связи, как Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 2.03.2007 г. № 25-ФЗ (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации. Принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям Федерального закона или иного нормативно-правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативно-правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных норм материального права следует, что нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих не должны противоречить положениям законов субъектов Российской Федерации регулирующих сходные правоотношения о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, в том числе в части размера подлежащей к выплате пенсии.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы <.......> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № <...> истцу как лицу, ранее замещавшему должность муниципального служащего в администрации <.......> муниципального района, была назначена дополнительная пенсия за выслугу лет в размере <.......> с ДД.ММ.ГГГГ
При этом размер такой пенсии был определен в соответствии с п. 6.2 решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, согласно которому, лицам, замещавшим должности муниципальной службы <.......> муниципального района, пенсия за выслугу лет устанавливается в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ".
Вместе с тем, судом установлено, что Законом Волгоградской области № 41-ОД от 20.04.2012 г. были внесены изменения в Закон Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (Главы Администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Согласно п. 1 ст. 6 Закона лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного п. 3 ст. 5 настоящего Закона, то есть при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет, в размере 45% среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области.
Таким образом, решение <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> противоречит положениям п. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД в части подлежащего к выплате размера среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области.
Исходя из принципа, закрепленного в ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, действия администрации <.......> муниципального района по начислению и выплате истцу как муниципальному служащему иного размера пенсии за выслугу лет, чем предусмотрено положениями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД, являются незаконными, в связи с чем, заявленные ФИО1 требования о признании недействующим п. 6.2 решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, возложении обязанности на администрацию <.......> муниципального района по перерасчету пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД с ДД.ММ.ГГГГ, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Тот факт, что подлежащий к выплате в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД размер пенсии муниципального служащего за выслугу лет не в полной мере согласуется с реальными финансово-экономическими возможностями муниципального образования не свидетельствует о необоснованности заявленных истцом требований, поскольку при недостаточности у муниципальных образований собственных источников финансирования, финансовая обеспеченность таких расходных обязательств должна быть гарантирована на основе институтов межбюджетных отношений, в том числе за счет средств бюджетов вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Действительно, определение конкретного размера государственной пенсии муниципального служащего за выслугу лет в силу действующего правового регулирования пенсионного обеспечения муниципальных служащих отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые, в свою очередь не вправе действовать произвольно, определяя размер пенсии, не соответствующий размеру, установленному нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, поскольку отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено тождественностью условий и порядка их прохождения.
В этой связи, органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать размер пенсии муниципальных служащих.
Однако размер такой пенсии, исходя из финансовых возможностей муниципалитета может быть выше, а не ниже размера пенсии установленной государственным служащим.
Кроме того, отказывая в иске, суд указал, что не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность по принятию нормативно-правового акта.
Однако из текста искового заявления, уточненного в порядке ст. 39 ГПК РФ не следует, что истец обращалась с такими требованиями, поскольку в рамках возникшего спора, ею оспаривался п. 6.2 решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, а также было заявлено требование о перерасчете пенсии с учетом положений, закрепленных в Законе Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не были учтены судом при принятии оспариваемого решения.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании имеющихся в деле доказательств, а судом лишь допущено неправильное толкование норм материального права, судебная коллегия полагает возможным, отменить решение суда и постановить новое решение об удовлетворении иска.
В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ с администрации <.......> муниципального района <.......> в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> рублей, что подтверждается представленным в дело платежным документом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 24 января 2014 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим п. 6.2 решения <.......> районной Думы <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> об установлении лицам, замещавшим должности муниципальной службы <.......> муниципального района, пенсии за выслугу лет в размере 45% ежемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом трудовой пенсии по старости, установленной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ".
Возложить обязанность на администрацию <.......> муниципального района произвести перерасчет ФИО1 пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями закона Волгоградской области от 30.12.2002 г. № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с администрации <.......> муниципального района <.......> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере <.......> рублей.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------