По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17.04.2014 по делу N 33-4175/14 <Об оставлении без изменения решения Нехаевского районного суда Волгоградской области от 26.02.2014, которым была признана частично недействующей статья 10 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальную должность главы администрации Нехаевского муниципального района, лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утв. решением Нехаевской районной Думы Волгоградской обл. от 28.10.2013 N 49/1>



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу № 33-4175/14

Судья - Ефремов Н.Н.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Андреева А.А.
судей Серышевой Н.И., Тертышной В.В.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Маминой Н.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления,
по апелляционным жалобам представителя Нехаевской районной Думы Нехаевского муниципального района Волгоградской области К. и представителя администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области М.
на решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 26 февраля 2014 года, которым постановлено:
Заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать недействующей статью 10 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность главы администрации Нехаевского муниципального района, лиц замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Нехаевской районной Думы от 28.10.2013 № 49/1, в той части, в которой при правоприменении статьи в результате перерасчета допускается уменьшение размера пенсии за выслугу лет лицам, ранее замещавшим должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района, и которым пенсия назначена, а размер пенсии установлен до принятия оспариваемого Положения в соответствии с законом Волгоградской области и муниципальными нормативными правовыми актами Нехаевского муниципального района Волгоградской области, с момента ее приятия.
По вступлении решения суда в законную силу обязать официальный печатный орган муниципального образования "Нехаевский муниципальный район" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Серышевой Н.И., выслушав прокурора Мамину Н.Л., возражавшую против удовлетворения жалоб, судебная коллегия по административным делам

установила:

Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указал, что 28.10.2013 года Нехаевской районной Думой Волгоградской области принято решение № 49/1, которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность главы администрации Нехаевского муниципального района, лиц замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Положение).
Вновь принятым Положением признано утратившим силу ранее действовавшее Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденное решением Нехаевской районной Думы от 15.11.2010 № 17/8.
Полагает, что ст. 10 Положения противоречит действующему законодательству, так как вновь принятым Положением установлены новые размеры пенсии за выслугу лет и порядок их исчисления, меньшие по сравнению с ранее действующими размерами, установленными решением Нехаевской районной Думы от 15.11.2010 № 17/8, также незаконно позволяет уменьшать размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, и которым пенсия была назначена до принятия оспариваемого Положения, что ущемляет права граждан, являющихся получателями пенсии за счет бюджета Нехаевского муниципального района, и нарушает их право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах представители Нехаевской районной Думы Нехаевского муниципального района Волгоградской области и администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области оспаривают законность и обоснованность решения суда, просят его отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалоб указано на неправильное применение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб судом извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что решением Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 15 ноября 2010 года № 17/8 утверждено Положение "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области".
28.10.2013 Нехаевской районной Думой Волгоградской области принято решение № 49/1, вступившее в силу 06 ноября 2013 года, которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность главы администрации Нехаевского муниципального района, лиц замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области (далее - Положение). Вновь принятым Положением признано утратившим силу ранее действовавшее Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденное решением Нехаевской районной Думы от 15.11.2010 № 17/8.
Согласно ст. 10 Положения, гражданам, которым назначена ежемесячная дополнительная пенсия к государственной пенсии в соответствии с Законом Волгоградской области "О дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственных служащих государственной службы Волгоградской области", решением Нехаевской районной Думы "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность главы администрации Нехаевского муниципального района, лиц замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области", перерасчет пенсии осуществляется по нормам, предусмотренным настоящим Положением.
В обоснование заявления, прокурор указывает на нарушение социальных прав граждан в области пенсионного обеспечения, а также ссылается на то, что ст. 10 Положения противоречит закону.
Так, п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральный законодатель определил, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 9.2 Закона Волгоградской области от 11 февраля 2008 года № 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Суд, удовлетворяя требования прокурора, пришел к правильному выводу о том, что ст. 10 Положения Нехаевской районной Думой принята в нарушение требований ст. ст. 23, 24 ФЗ "О муниципальной службе", ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД (ред. от 22.10.2008) "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
Более того, ст. 10 Положения противоречит Конституции РФ.
В соответствии с позицией Конституционного Суда, изложенной в определении от 25.02.2010 № 169-О-О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции федерального законодателя (статья 39, часть 2).
В силу положений ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
БПИ, КВН, АЗН, БЛС, КВФ, ПЮЯ, ЕАН, ФИФ, АЮМ и другим гражданам, ранее замещавшим должности муниципальной службы, была назначена ежемесячная дополнительная пенсия к государственной пенсии в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими на период ее назначения.
Последующее изменение нормативного регулирования отношений, связанных с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет, как ухудшающее положение граждан, не может умалять их право на получение пенсии за выслугу лет, приобретенное в соответствии с Положением 2007 года. Иное являлось бы нарушением положения ч. 1 ст. 54 Конституции РФ.
Такой вывод судебной коллегии согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной по вопросам защиты права на трудовую пенсию, о необходимости обеспечения правовой определенности в сфере пенсионного обеспечения путем применения общего принципа действия нормативно-правовых актов во времени к пенсионным правоотношениям, предполагающего для гражданина возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным, что право, приобретенное им на основе действующего законодательства, будет реализовано даже при изменении нормативного регулирования.
Суд правильно применил материальный закон, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и по имеющимся в деле доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 196 ГПК РФ.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что применять новый порядок начисления пенсии - право органов муниципальной власти, несостоятелен к отмене решения суда, поскольку являлись предметом судебного разбирательства, тщательно проверялись судом и им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 26 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Нехаевской районной Думы Нехаевского муниципального района Волгоградской области К. и представителя администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------