Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 03.04.2014 N 525н "На постановление администрации Волгоградской области от 09 августа 2010 г. N 355-п "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты персональных стипендий Волгоградской области"
Направлено письмом от 3 апреля 2014 г. № 34/02-2176
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 3 апреля 2014 г. № 525н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 09 АВГУСТА 2010 Г. № 355-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ СТИПЕНДИЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы постановления администрации Волгоградской области от 09 августа 2010 г. № 355-п "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты персональных стипендий Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждено Положение о порядке назначения и выплаты персональных стипендий Волгоградской области.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере установления порядка финансирования меры социальной поддержки в виде персональных стипендий за счет средств областного бюджета.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 12.03.2014 № 28-ФЗ);
- Федеральным законом от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции от 03.02.2014 № 11-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 19.12.2013 № 172-ОД "О стипендиях и мерах социальной поддержки обучающихся в Волгоградской области".
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Преамбулой Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Абзацем 5 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 2 и 13 статьи 36 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
5) именные стипендии;
6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
7) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, исследуемое Постановление издано без соблюдения требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, рассматриваемое Постановление не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своей компетенции.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 августа 2010 г. № 151.
Вывод: постановление администрации Волгоградской области от 09 августа 2010 г. № 355-п "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты персональных стипендий Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------