По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Котовского районного суда Волгоградской области от 19.03.2014 по делу N 2-337/2014г. <О признании недействующими пунктов 25.2, 28 административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка", утв. постановлением администрации Котовского муниципального района Волгоградской обл. от 23.04.2012 N 719 >



КОТОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу № 2-337/2014г.

в составе председательствующего федерального судьи Карагодиной Т.А.
при секретаре К.
с участием зам. прокурора Яковлева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Котово
19 марта 2014 г.
дело по заявлению прокурора Котовского района о признании недействующими пунктов нормативно-правового акта,

установил:

Прокурор Котовского района обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов нормативно-правового акта.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в администрации Котовского муниципального района.
Администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области принято постановление от 23.04.2012 № 719 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка" (далее - Административный регламент).
Однако данное постановление противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что пункт 25 Административного регламента предусматривает перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, среди которых правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый план земельного участка; чертеж градостроительного плана земельного участка на материалах инженерно-геодезических изысканий со сроком давности не более 2 лет; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции; акт выбора и проект границ земельного участка (в случае предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства); схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства.
При этом, согласно п. 28 Административного регламента представление заявителем неполного пакета документов, предусмотренного настоящим Административным регламентом является основанием для отказа в приеме документов и предоставлении муниципальной услуги.
Кроме того, п. 29 и п. 30 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления муниципальной услуги:
- в случае если представленные документы оформлены в ненадлежащем порядке;
- представление документов, содержащих документы с нарушенным сроком действия.
Исчерпывающий перечень оснований для продления срока рассмотрения документов: в случае, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", срок рассмотрения документов может быть продлен на срок устранения указанных в уведомлении причин отказа в подготовке градостроительного плана земельного участка, но не более чем на 10 дней.
Указанные положения Административного регламента противоречат положениям федерального законодательства.
На основании вышеизложенного п. 25, п. 28, п. 29 и п. 30 Административного регламента противоречит вышеупомянутым положением федерального законодательства и подлежат отмене.
Таким образом, указанным Административным регламентом фактически нарушаются права и законные интересы заявителей в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 25.11.2013 года был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста администрацией Котовского муниципального района принято постановление от 31.01.2014 № 178 "О внесении изменений в постановление администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 23 апреля 2012 г. № 719 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка".
Однако, указанным постановлением администрации Котовского муниципального района не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства п. 25, п. 28, п. 29 и п. 30 Административного регламента. Таким образом, требования изложенные в протесте прокурора от 25.11.2013 года, по сути оставлены без внимания.
Кроме того, в силу ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, положения Административного регламента содержит коррупциогенные факторы: неопределенные, требования к гражданам и организациям, юридико-лингвистическую неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Таким образом, указанным Административным регламентом фактически нарушаются права и законные интересы заявителей в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Просит отменить п. 25, п. 28, п. 29 и п. 30 административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 23.04.2012 № 719.
В судебном заседании зам. прокурора Котовского района Яковлев А.А. уточнил заявленные требования. Просит признать недействующими п. 25.2, п. 28 административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 23.04.2012 № 719 (в ред. постановления администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 31.01.2014 г. № 178). Обязать администрацию Котовского муниципального района опубликовать решение суда в региональном реестре государственных муниципальных услуг в сети Интернет.
Представитель заинтересованного лица - администрации Котовского муниципального района Волгоградской области по доверенности О. с иском согласен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ч. 1 ст. 251 ГПК РФ предусматривает, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Котовского района проведена проверка соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в администрации Котовского муниципального района.
Проведенной проверкой было установлено, что администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области принято постановление от 23.04.2012 № 719 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка" (далее - Административный регламент).
Однако данное постановление противоречит требованиям действующего федерального законодательства исходя из следующего.
Из содержания ст. 44 Градостроительного кодекса РФ следует, что градостроительный план представляет собой документ, содержащий информацию о возможности размещения на данном земельном участке объекта строительства.
В соответствии с п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Анализ судебной практики показал, что судами признаются не соответствующими п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ пункты административных регламентов муниципальной услуги градостроительных планов земельных участков", обязывающие заявителей представить правоустанавливающие документы на объект капитального строительства (земельный участок), кадастровый паспорт земельного участка кадастровую выписку на земельный участок, материалы действующей топографической съемки, технические паспорта объектов капитального строительства, технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и пр.
При этом суды учитывают правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в решении от 14.05.2012 № АКПИ12-290 по спору о соответствии закону формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ 10.05.2011 № 207.
Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в силу частей 1 и 2 статьи 44, статьи 46 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица. Утвержденная Министерством регионального развития Российской Федерации форма плана градостроительного участка, предусматривающая строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана в виде реквизитов заявления обратившегося физического или юридического лица и, соответственно, указание их фамилии, имени, отчества и наименования, отражает лишь факт поступления обращения и никаких предписаний о представлении каких-либо иных документов, в том числе правоустанавливающих документов на земельный участок, материалов топографической съемки, не содержит, что полностью согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", запрещающего требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Верховный Суд РФ указал, что запрет требовать от заявителя предоставления документов распространяется на действия уполномоченных органов, однако не исключает возможность добровольного представления заявителем документов, принудительное истребование которых запрещено. Данные выводы признаны законными и обоснованными определением апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 09.08.2012 № АПЛ12-449.

В определении Верховного Суда РФ от 27.03.2013 № 6-КП2-11 отмечается, что согласно смыслу ч. 6 ст. 43 и ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
С учетом вышеизложенного, требования органов местного самоуправления предоставить вышеупомянутые документы для предоставления услуги по выдаче градостроительного плана признавались недействительными, а отказы в его выдаче хозяйствующим субъектам градостроительного - недействительными (определение ВС РФ от 27.03.2013 № 6-КГ12-11, постановление ФАС Поволжского округа от 18.12.2012 № А57-10938/2012, решение АС ВО от 24.10.2012 № А 12-18889/2012, решение АС ВО от 03.08.2011 № А 12-7276/2011 и пр.).
Вместе с тем, проведенной прокуратурой Котовского района проверкой установлено, что пункт 25 Административного регламента предусматривает перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем, среди которых правоустанавливающие документы на земельный участок; кадастровый план земельного участка; чертеж градостроительного плана земельного участка на материалах инженерно-геодезических изысканий со сроком давности не более 2 лет; правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке; технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции; акт выбора и проект границ земельного участка (в случае предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства); схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства.
При этом, согласно п. 28 Административного регламента представление заявителем неполного пакета документов, предусмотренного настоящим Административным регламентом является основанием для отказа в приеме документов и предоставлении муниципальной услуги.
Указанные положения Административного регламента противоречат положениям федерального законодательства исходя из следующего.
Поскольку в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации обязанность по подготовке градостроительного плана земельного участка возложена на уполномоченный орган (федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российское Федерации, орган местного самоуправления), то есть выдача указанного документа является государственной (муниципальной) услугой, поэтому у администрации Котовского муниципального района возникает обязанность при принятии Административного регламента учитывать положения Градостроительного кодекса, регулирующие вопросы подготовки и выдач градостроительного плана земельного участка.
Из содержания статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план земельного участка относится к градостроительной документации и является документом, который не устанавливает каких-либо прав и ограничений, а содержит сведения, позволяющие идентифицировать земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
Согласно части 2 приведенной нормы подготовка градостроительного плана земельного участка может осуществляться в виде отдельного документа, вне проекта межевания территории.
Порядок подготовки таких планов регламентирован в части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органу местного самоуправления не нужно выполнять комплекс организационно-правовых действий, обязательных при подготовке и утверждении проектов планировки территории, проектов планировки территории с проектами межевания в их составе, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка.
Приведенное законоположение обязывает орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления соответствующего обращения осуществить подготовку градостроительного плана земельного участка, утвердить его и предоставить заявителю без взимания платы.
При таком положении, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа (администрации Котовского муниципального района), для исполнения которой федеральным законодателем установлен тридцатидневный срок со дня поступления соответствующего обращения физического или юридического лица, включающий в себя как процедуру подготовки градостроительного плана земельного участка, так и его утверждение.
На основании вышеизложенного п. 25, п. 28 Административного регламента противоречит вышеупомянутым положением федерального законодательства и их необходимо признать недействующими.
Таким образом, указанным Административным регламентом фактически нарушаются права и законные интересы заявителей в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
По выявленным нарушениям законодательства прокуратурой Котовского района 25.11.2013 года был принесен протест. По результатам рассмотрения протеста администрацией Котовского муниципального района вынесено постановление от 31.01.2014 № 178 "О внесении изменений в постановление администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 23 апреля 2012 г. № 719 "Об утверждении административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка".
П. 25 Административного регламента, утвержденного вышеуказанным постановлением, изложен в следующей редакции:
"25 Перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:
25.1. Самостоятельно заявитель представляет следующие документы:
- заявление по форме согласно приложению 2;
- документы, подтверждающие статус физического лица (паспорт гражданина) или юридического лица (свидетельство о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет).
25.2 По собственной инициативе заявитель вправе предоставить:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- кадастровый план земельного участка;
- акт выбора и проект границ земельного участка (в случае предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства;
- схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения капитального строительства;
- чертеж градостроительного плана земельного участка на материалах инженерно-геодезических изысканий со сроком давности не более 2 лет;
- правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке;
- действующие технические паспорта на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке;
- технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов строительства и реконструкции.
В случае непредставления заявителем по собственной инициативе вышеперечисленных документов они подлежат представлению в рамках межведомственного взаимодействия".
Однако, указанным постановлением администрации Котовского муниципального района не приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства п. 25, п. 28 Административного регламента.
Доводы представителя ответчика о том, что п. 25.2 не обязывает и предлагает заявителю предоставить перечисленные документы, а следовательно он не противоречит действующему законодательству, суд считает необоснованными поскольку в законе формулировка "По собственной инициативе заявитель праве предоставить" не предусмотрена.
Кроме того, в силу ст. 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", а также в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, положения Административного регламента содержит коррупциогенные факторы: неопределенные, требования к гражданам и организациям, юридико-лингвистическую неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Таким образом, указанными пунктами Административного регламента фактически нарушаются права и законные интересы заявителей в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного суд считает необходимым уточненные требования прокурора удовлетворить и признать недействующими п. 25.2, п. 28 административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 23.04.2012 № 719 (в ред. постановления администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 31.01.2014 г. № 178) с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Котовского муниципального района опубликовать решение суда в региональном реестре государственных муниципальных услуг в сети Интернет.
Руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими п. 25.2, п. 28 административного регламента предоставления администрацией Котовского муниципального района Волгоградской области муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка", утвержденного постановлением администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 23.04.2012 № 719 (в ред. постановления администрации Котовского муниципального района Волгоградской области от 31.01.2014 г. № 178) с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Котовского муниципального района опубликовать решение суда в региональном реестре государственных муниципальных услуг в сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 марта 2014 г.

Судья:
Т.А.КАРАГОДИНА


------------------------------------------------------------------