Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 30.12.2014 N 2225н "На приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 18 ноября 2013 г. N 141 "Об утверждении порядка организации работы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по приему и рассмотрению обращений граждан" "
Направлено письмом от 31 декабря 2014 г. № 34/03-12907
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 декабря 2014 г. № 2225н
НА ПРИКАЗ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 18 НОЯБРЯ 2013 Г. № 141
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ИНСПЕКЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПРИЕМУ И РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 25 АВГУСТА 2014 Г. № 92, ОТ 12 НОЯБРЯ 2014 Г. № 133)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 18 ноября 2013 г. № 141 "Об утверждении порядка организации работы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по приему и рассмотрению обращений граждан" (в редакции от 25 августа 2014 г. № 92, от 12 ноября 2014 г. № 133) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 ноября 2014 г. № 133 "О внесении изменений в некоторые приказы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден Порядок организации работы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по приему и рассмотрению обращений граждан.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения в сфере установления общих принципов организации деятельности органов государственной власти в области рассмотрения обращений граждан.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 № 478-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области" (в редакции от 08.12.2014 № 75-п).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту 1 пункта 2 приложения к Закону Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области руководитель Инспекции издает приказы Инспекции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пункту 3 Порядка организации работы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по приему и рассмотрению обращений граждан, утвержденного исследуемым Приказом, все обращения граждан, поступившие в письменной форме (самостоятельно поданные гражданами, с доставкой по почте или курьером), устные обращения (на личном приеме) и обращения, поступившие в форме электронного документа путем заполнения специальной формы на сайте Инспекции в разделе "Обращения граждан", подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в Инспекцию.
Таким образом, устанавливается один возможный способ направления обращения в форме электронного документа - путем заполнения специальной формы на сайте Инспекции в разделе "Обращения граждан".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Пункт 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Из системного толкования приведенных правовых положений федерального законодательства следует, что граждане вправе направлять обращения в государственные органы в форме электронного документа, при этом граждане не ограничены в способах направления такого обращения.
Граждане вправе направлять обращения в государственные органы в форме электронного документа любым способом, не запрещенным федеральным законодательством.
Установленное в исследуемом Приказе ограничение способа направления обращения в форме электронного документа посредством заполнения специальной формы на сайте Инспекции в разделе "Обращения граждан" ограничивает конституционные права гражданина, в том числе на обращение в государственные органы.
Согласно информации, представленной на официальной странице инспекции государственного жилищного надзора по Волгоградской области (далее - Инспекция) на портале Губернатора Волгоградской области в сети "Интернет", Инспекция имеет адрес электронной почты volga_gzhi@volganet.ru. Следовательно, граждане вправе направлять обращения в форме электронного документа на указанный официальный электронный адрес.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в ограничении прав граждан на направление обращений в форме электронного документа, выражающемся в императивном закреплении одного возможного способа направления обращений в форме электронного документа путем заполнения специальной формы на сайте Инспекции в разделе "Обращения граждан".
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 04 декабря 2013 г. № 227.
Приказы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 25 августа 2014 г. № 92, от 12 ноября 2014 г. № 133, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 сентября 2014 г. № 162, от 19 ноября 2014 г. № 217.
Вывод: приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 18 ноября 2013 г. № 141 "Об утверждении порядка организации работы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по приему и рассмотрению обращений граждан" (в редакции от 25 августа 2014 г. № 92, от 12 ноября 2014 г. № 133) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------