Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 28.12.2014 N 2192н "На постановление Губернатора Волгоградской области от 07 ноября 2014 г. N 113 "Об удостоверении главы муниципального района и городского округа Волгоградской области, главы администрации муниципального района и городского округа Волгоградской области" "
Направлено письмом от 29 декабря 2014 г. № 34/03-12841
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 28 декабря 2014 г. № 2192н
НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 07 НОЯБРЯ 2014 Г. № 113 "ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ГЛАВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ, ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
И ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 242)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы постановления Губернатора Волгоградской области от 07 ноября 2014 г. № 113 "Об удостоверении главы муниципального района и городского округа Волгоградской области, главы администрации муниципального района и городского округа Волгоградской области" (в редакции от 12 декабря 2014 г. № 242) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области постановления Губернатора Волгоградской области от 12 декабря 2014 г. № 242 "О внесении изменений в постановление Губернатора Волгоградской области от 07 ноября 2014 г. № 113 "Об удостоверении главы муниципального района и городского округа Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены Положение об удостоверении главы муниципального района и городского округа Волгоградской области, главы администрации муниципального района и городского округа Волгоградской области, его описание и форма.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере организации местного самоуправления на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.11.2014 № 328-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 14.10.2014 № 307-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 23.10.2014 № 132-ОД).
Как следует из статьи 1 и пункта 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления, принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства.
Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления определены статьей 6 указанного Федерального закона.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (абзац 1 части 1 статьи 4).
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не предоставлено полномочие на утверждение положения об удостоверении главы муниципального района и городского округа, его описания и формы.
Следовательно, исследуемое Постановление издано без соблюдения требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации издает указы (постановления) и распоряжения.
Согласно пункту 2 статьи 24 Устава Волгоградской области Губернатор Волгоградской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Волгоградской области издает постановления и распоряжения.
Таким образом, Губернатор Волгоградской области как высшее должностное лицо Волгоградской области вправе издавать нормативные правовые акты в форме постановления.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Исследуемое Постановление не соответствует действующему федеральному законодательству как принятое с нарушением полномочий, предоставленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
Содержание и форма исследуемого Постановления соответствует правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого Постановления опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 19 ноября 2014 г. № 217.
Постановление Губернатора Волгоградской области от 12 декабря 2014 г. № 242, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой, на момент проведения правовой экспертизы не опубликовано.
Вывод: постановление Губернатора Волгоградской области от 07 ноября 2014 г. № 113 "Об удостоверении главы муниципального района и городского округа Волгоградской области, главы администрации муниципального района и городского округа Волгоградской области" (в редакции от 12 декабря 2014 г. № 242) не соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------