Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.09.2014 по делу N 33-10041/2014 <Об отмене решения Фроловского городского суда Волгоградской области от 28.07.2014 и отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца 1 пункта 1 статьи 5 и пункта 2 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области, утв. решением Фроловской районной Думы Волгоградской обл. от 26.02.2010 N 8/63 >
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу № 33-10041/2014
Судья Гаевая В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Бурковской Е.А.,
судей: Горковенко В.А., Волковой И.А.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области об оспаривании абзаца 1 пункта 1 статьи 5 и пункта 2 статьи 5 в части Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Фроловской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ года № <...> (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ года № № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ года; № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ года № <...>) противоречащими Закону Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области",
по апелляционной жалобе <.......> <.......> Волгоградской области
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 28 июля 2014 года, которым постановлено:
абзац 1 пункта 1 статьи 5 и пункт 2 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Фроловской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ; № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>) противоречащими Закону Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", в части установления пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" (абзац 1 пункта 1 Положения) и за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 5 Положения) - признать недействующими со дня вступления в силу решения <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А., выслушав пояснения прокурора фио, полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия
установила:
Фроловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился в суд с заявлением об оспаривании абзаца 1 пункта 1 статьи 5 и пункта 2 статьи 5 в части Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ; № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>) противоречащими Закону Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области".
В обоснование заявленных требований указал, что решением <.......> Думы от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № № <...> утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района.
Полагает, что данное решение противоречит федеральному и областному законодательству.
В целях восстановления нарушенного права граждан на пенсионное обеспечение, а также в связи с отклонением протеста Фроловского межрайонного прокурора <.......> <.......> Волгоградской области, прокурор просил абзац 1 пункта 1 статьи 5 и пункт 2 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ; № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № № <...>) противоречащими Закону Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", в части установления пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" (абзац 1 пункта 1 Положения) и за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 5 Положения) признать недействующими со дня вступления в силу решения <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе <.......> Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность вынесенного судебного постановления, ссылается на нарушение норм материального права и просит решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 28 июля 2014 года отменить.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (статья 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако решение суда таковым не является.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Из вышеизложенных норм права следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих Волгоградской области регулируются Законом Волгоградской области "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" № <...> от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 9.2 указанного Закона установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решением <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>) утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района.
Абзац 1 пункта 1 статьи 5 Положения предусматривает, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 4 настоящего Положения, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
Пункт 2 статьи 5 Положения устанавливает, что лицам, замещавшим муниципальные должности Фроловского муниципального района Волгоградской области до 01 января 2006 года, назначается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов ежемесячного денежного содержания, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 6 Закона Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (Главы Администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" пришел к выводу о том, что абзац 1 пункта 1 статьи 5 и пункт 2 статьи 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района, противоречит Закону Волгоградской области № 778-ОД в части подлежащего к выплате размера среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области.
С таким выводом суда не может согласиться судебная коллегия.
В рамках действующего правового регулирования полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий государственным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие), и поскольку доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным помимо назначаемой на общих основаниях пенсии обеспечением бывших государственных служащих субъекта Российской Федерации, то при изменении правил исчисления таких дополнительных выплат и их размера право на социальное обеспечение, в том числе конституционное право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации, устанавливая - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - порядок и условия предоставления за счет собственных бюджетных средств лицам, замещавшим государственные должности в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячной доплаты к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, вправе корректировать правила исчисления этой выплаты, исходя в том числе из своих финансовых возможностей.
Таким образом, путем принятия оспариваемого нормативного акта А. района и <.......> Волгоградской области реализовали свое право самостоятельного определения направлений расходования средств муниципального бюджета и исполнения расходных обязательств за счет доходов местного бюджета, исходя из возможностей и с учетом требований пункта 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Принимая во внимание указанные обстоятельства и положения закона, решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 28 июля 2014 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
Решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 28 июля 2014 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Фроловского межрайонного прокурора Волгоградской области о признании недействующими абзаца 1 пункта 1 статьи 5 и пункта 2 статьи 5 в части Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Фроловского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (в редакции решений от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ; № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, от ДД.ММ.ГГГГ № <...>), как противоречащими Закону Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", отказать.
Председательствующий
Судьи
------------------------------------------------------------------