По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.09.2014 по делу N 33-9844/2014 <Об отмене решения Михайловского районного суда Волгоградской области от 30.06.2014 и отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 6 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области, утв. решением Михайловской городской Думы Волгоградской обл. от 28.12.2009 N 479 >



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 сентября 2014 г. по делу № 33-9844/2014

Судья Шевлякова Н.В.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Куденко И.Е., Сукачева Д.Ю.,
при секретаре К.Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Д.А.П., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В. к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части, понуждении к проведению перерасчета пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области
и по апелляционной жалобе Михайловской городской Думы Волгоградской области
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 30 июня 2014 г., которым постановлено:
"Требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Д.А.П., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В. к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части, понуждении к проведению перерасчета пенсии за выслугу лет, удовлетворить.

Признать недействующими абзац 1 пункта 1, статьи 6, пункт 2 статьи 6 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа г. Михайловка, утвержденного решением Михайловской городской Думы от 28 декабря 2009 г. № 479 (в редакции решений от 07.06.2010 № 524, от 17.12.2010 № 560, от 12.05.2011 № 587, от 18.04.2012 № 649, от 04.06.2012 № 662, от 26.06.2012 № 670, от 22.02.2013 г. № 783) в части установления пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа город Михайловка, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законами от 15.12.29001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19.04.1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; установления пенсии депутатам, выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе на территории городского округа г. Михайловка, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании - газете "Панорама новостей", в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, в соответствии со статьей 253 ГПК РФ.

Обязать администрацию городского округа город Михайловка Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Д.А.П., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В. в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31.12.2002 г. № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с 1 марта 2013 год",
заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия

установила:

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области, действующий в интересах Д.А.П.., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В., обратился в суд с иском к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части, понуждении к проведению перерасчета пенсии за выслугу лет.

В обоснование исковых требований указал, что решением Михайловской городской Думы от 28.12.2009 г. № 479 утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа г. Михайловка. При этом абз. 1 п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 6 Положения противоречит федеральному законодательству, в частности ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", поскольку ограничивают права муниципальных служащих, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе на территории городского округа г. Михайловка, на пенсионное обеспечение, в частности, устанавливают размер муниципальной пенсии за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законами от 15.12.29001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19.04.1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Просил суд признать недействующими абзац 1 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 6 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа г. Михайловка, утвержденного решением Михайловской городской Думы от 28 декабря 2009 г. № 479 (в редакции решений от 07 июня 2010 г. № 524, от 17 декабря 2010 г. № 560, от 12 мая 2011 г. № 587, от 18 апреля 2012 г. № 649, от 04 июня 2012 г. № 662, от 26 июня 2012 г. № 670, от 22 февраля 2013 г. № 783, от 06 декабря 2013 г. № 851) в части установления пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа город Михайловка, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", установления пенсии депутатам, выборным должностным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе на территории городского округа г. Михайловка за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; обязать ответчиков произвести перерасчет Д.А.П., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В. пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями Закона Волгоградской области от 31 декабря 2002 г. № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" с 1 марта 2013 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
Ответчик администрация городского округа город Михайловка Волгоградской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ответчик Михайловская городская Дума Волгоградской области обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области по доверенности Д.С.Г. и Михайловской городской Думы Волгоградской области по доверенности Т.Е.К. доводы апелляционных жалоб поддержали; прокурор отдела прокуратуры Волгоградской области Бецкова И.Б. просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истцы Д.А.П.., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанным Федеральным законом предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24)
При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 6 Положения "О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области" от 28 декабря 2009 г. № 479 (в ред. от 26 июня 2012 г.) установлено, что лицам, замещавшим должности муниципальной службы городского округа город Михайловка, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы - не менее 15 лет, в размере 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа город Михайловка.
Размер пенсии за выслугу лет не может быть менее 500 рублей (п. 6).
Истцы Д.А.П., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В. являются получателями муниципальной пенсии за выслугу лет в соответствии с данным Положением.

Решением Михайловской городской Думы от 22 февраля 2013 г. № 783 в п. 1 ст. 6 Положения "О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области" от 28 декабря 2009 г. № 479 (в ред. от 26 июня 2012 г.) внесены изменения: пенсия за выслугу лет установлена в размере 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего городского округа город Михайловка за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности.
В силу абз. 3 п. 3 ст. 10 Положения "О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области" (в ред. от 23 декабря 2013 г.) размер пенсии за выслугу лет пересчитывается (уменьшается или увеличивается) при изменении порядка и норм расчета пенсии за выслугу лет, предусмотренных статьей 6 настоящего Положения, с даты вступления в силу указанных изменений, на основании соответствующего решения Михайловской городской Думы.
Принимая решение об удовлетворении требований истца, суд первой инстанции указал, что Положение "О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области" в части установления размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности находится в противоречии с действующим законодательством Волгоградской области об установлении пенсии государственным служащим и посягает на правовую защищенность муниципальных служащих.
Между тем, такой вывод суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, ошибочен и основан на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Таким образом, правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующих бюджетов, отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что финансирование доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии (пенсии за выслугу лет) муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, п. 1 ст. 6 Положения "О пенсионном обеспечении за выслугу лет депутатов, выборных должностных лиц, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих городского округа город Михайловка Волгоградской области" в части установления размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности не ухудшает положение истцов, установление размера такой пенсии является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей (определение Конституционного Суда РФ от 10 октября 2013 г. № 1591-О).
При таких обстоятельствах, учитывая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что повлекло неправильное толкование и применение норм материального права, оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 30 июня 2014 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Д.А.П., З.Т.В., З.Г.И., О.А.В., С.Т.П., П.В.В., Ц.Н.В. к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области, Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании недействующим нормативно-правового акта в части, понуждении к проведению перерасчета пенсии за выслугу лет отказать.

Председательствующий

Судьи


------------------------------------------------------------------