По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.08.2014 по делу N А12-21224/2014 <Постановление по делу об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ изменено в части назначения обществу административного наказания, штраф заменен на предупреждение, поскольку назначение наказания в виде штрафа не соответствует характеру содеянного и целям административной ответственности, а также в связи с тем, что общество привлечено к административной ответственности впервые, им приняты меры к устранению выявленных нарушений, что является смягчающими ответственность обстоятельствами>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. по делу № А12-21224/2014

Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Масловой И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромэнерго" (ОГРН 1033400722706, ИНН 3418101401) к министерству природных ресурсов и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Агропромэнерго" (далее - ООО "Агропромэнерго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (далее - Минприроды Волгоградской области, административный орган) от 28.05.2014 № 27/12-05-14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Административным органом представлены материалы административного дела.
Рассмотрев дело в порядке упрощенного производства, изучив представленные доказательства, арбитражный суд считает, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренный статьей 8.1 КоАП РФ. Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначения наказания.
Из представленных документов усматривается, что на основании приказа от 01.04.2014 № 854 в период с 21.05.2014 по 23.05.2014 административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности ООО "Агропромэнерго".
Проверкой выявлено нарушение Обществом законодательства в области охраны окружающей среды, а именно несоблюдение экологических требований при осуществлении деятельности в арендуемом нежилом помещении общей площадью 50,0 кв. м. на основе договора аренды между ООО "Агропромэнерго" и К. Основным видом деятельности ООО "Агропромэнерго" является предоставление услуг по монтажу и техническому обслуживанию электрических аппаратов.
В результате осуществления деятельности образуются отходы 1, 4, 5 классов опасности: ртутные лампы, лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (код федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО) 3533010013011) - 1 класса опасности; мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 9120040001004) - 4 класса опасности; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код ФККО 1871030001005) - 5 класса опасности.
Факт образования указанных отходов подтверждается материалами дела.
На момент проверки у ООО "Агропромэнерго" не подтверждено отнесение образующихся отходов 1, 4 классов опасности к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, вследствие чего на образующиеся отходы 1, 4 классов опасности не составлены паспорта на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности для окружающей среды, что является нарушением требований статьи 34, статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
При наличии образования отходов производства и потребления у Общества отсутствует назначенное лицо, допущенное к обращению с отходами 1, 4-го классов опасности, прошедшее профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельством (сертификатом) на право работы с отходами 1 - 4 классов опасности, что является нарушением требований статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В нарушение п. 3 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681, ООО "Агропромэнерго" не разработана инструкция по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям.
У ООО "Агропромэнерго" отсутствуют обобщенные в установленном порядке данные учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов по итогам 2 квартала 2013 года (по состоянию на 01.07.2013), по итогам 3 квартала 2013 года (по состоянию на 01.10.2013), по итогам 4 квартала 2013 года (по состоянию на 01.01.2014), по итогам 1 квартала 2014 года (по состоянию на 01.04.2014). Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в установленном порядке не ведется, что является нарушением требований статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В установленный срок (до 15.01.2014) Обществом в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Управление Росприроднадзора по Волгоградской области) отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2013 год не представлен, что является нарушением требований статьи 11, статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пунктов 3, 4, 5 приказа МПР РФ от 16.02.2010 № 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)".
Результаты проверки зафиксированы в акте от 23.05.2014 № 27/32-05-14, составленным в присутствии директора Общества. Обществу выдано предписание от 23.05.2014 № 27/32-05-14.
В отношении ООО "Агропромэнерго" составлен протокол от 23.05.2014 № 27/12-05-14 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.
Постановлением Минприроды Волгоградской области от 28.05.2014 № 27/12-05-14 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 20 000 рублей.
Согласно статье 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу части 2 этой же статьи Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В статье 1 Закона Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Статьей 4.1 Закона Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности.
Исходя из статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, (субъекты малого и среднего предпринимательства) в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке.
В соответствии с п. 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденным приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Вышеизложенные требования Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" по своей структуре являются нормами прямого действия, по тексту которых четко указаны лица (субъекты) на которых возлагается обязанность совершить определенные действия. Принятые во исполнение Федерального закона, подзаконные акты (приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30) также содержат закрытый перечень специальных субъектов регулируемых правоотношений. Так в пункте 2 названного Порядка указывается, что Порядок предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.
Согласно п. 1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода", паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 утвержден Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов.
Согласно Порядку он предназначен для юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы (пункт 1.3).
В соответствии с требованиями приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.01.2011 № 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" отчет по форме № 2-ТП (отходы) составляется на основании данных учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов 1 - 4 класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.
Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 № 721 (далее - Порядок учета в области обращения с отходами) устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
Пунктом 5 Порядка учета в области обращения с отходами установлено, что учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
Согласно пункту 18 Порядка учета в области обращения с отходами в таблице "Данные учета отходов, переданных от индивидуального предпринимателя (юридического лица)": в столбце 3 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для обезвреживания; в столбце 4 указывается количество отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), переданных в течение учетного периода другим индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам для размещения в объектах хранения отходов.
В соответствии с пунктом 20 Порядка учета в области обращения с отходами индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о нарушении Обществом указанных норм и наличии в действиях Общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ. Факт правонарушения Обществом не оспаривается.
Административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений.
Суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем, принимая во внимание положения статьи 30.7 КоАП РФ, суд считает возможным ограничиться предупреждением, поскольку назначение наказания в виде штрафа не соответствует характеру содеянного и целям административной ответственности.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом.
Из оспариваемого постановления следует, что административным органом не установлены отягчающие или смягчающие ответственность Общества обстоятельства. Вместе с тем, назначение наказание за допущенное правонарушение в виде штрафа в размере 20 000 рублей не обосновано административным органом.
Между тем, санкция статьи 8.1 КоАП РФ предусматривает не только наказание в виде штрафа, но и наказание в виде предупреждения (минимальное). Общество привлечено к административной ответственности впервые, принимаются меры к устранению выявленных нарушений, что является смягчающими ответственность обстоятельствами.
Суд считает, что применение административного наказания именно в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания - административный штраф в размере 20 000 рублей подлежит изменению на предупреждение.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Изменить постановление министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030) от 28.05.2014 № 27/12-05-14 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Агропромэнерго" (ОГРН 1033400722706, ИНН 3418101401) к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
И.И.МАСЛОВА


------------------------------------------------------------------