Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.08.2014 по делу N А12-14160/2014 <Требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной и обязании внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости удовлетворены, поскольку законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 августа 2014 г. по делу № А12-14160/2014
Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15 августа 2014 года.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Павловой С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ситниковой Н.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (ИНН 3442023225 ОГРН 1023402642900) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, с указанием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, администрация города Волгограда, министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от истца - Г., доверенность от 09.01.2014
от ответчика - Б., доверенность <...>
от третьих лиц - от Управления Росреестра - не явился, извещен
от Правительства Волгоградской области - не явился, извещен
от администрации Волгограда - не явился, извещен
от Мингосимущества - не явился, извещен
установил:
Государственное казенное учреждение здравоохранения "Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области (далее - ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 34:34:020052:5, площадью 5858,0 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Бажова, 2, равной его рыночной стоимости 19 032 600 руб. и обязании ответчика внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В судебном заседании истец заявил об уточнении исковых требований и просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020052:5, площадью 5858,0 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Бажова, 2, равной его рыночной стоимости 21 440 280 руб., которая установлена экспертом.
Уточнение исковых требований принято судом.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:020052:5, площадью 5858,0 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Бажова, д. 2.
В соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости на момент предъявления иска кадастровая стоимость земельного участка площадью 5858,0 кв. м. составляет 110 751 875 руб. 22 коп.
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон № 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Однако на спорные правоотношения эти нормы не распространяются и истцы воспользоваться механизмом Закона № 167-ФЗ не могут.
Тем не менее, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО № 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Требование об определении кадастровой стоимости земельного участка, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Указанная правовая позиция определена постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010.
По смыслу указанного постановления, для определения действительной рыночной стоимости земельного участка может быть назначена как судебная экспертиза определения рыночной стоимости, так и судебная экспертиза представленного истцом отчета оценки.
По правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В целях установления рыночной стоимости земельного участка, МУП "ЦМБТИ", по заказу истца, составлен отчет № 030-ЗУ/04-2014, которым определен размер рыночной стоимости спорного земельного участка 19 032 600 руб.
По ходатайству истца определением суда от 10.06.2014 по делу назначена судебная экспертиза на предмет определения соответствия отчета № 030-ЗУ/04-2014 Федеральному закону № ФЗ-135 "Об оценочной деятельности" и Федеральным стандартам оценки. Вторым вопросом, поставленным на разрешение эксперту, требовалось определить рыночную стоимость спорного земельного участка, в случае несоответствия отчета оценщика требованиям федерального закона и федеральных стандартов. Проведение экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Кредитные системы - Волгоград", эксперту Л.
15.07.2014 в арбитражный суд поступило дело № А12-14160/2014 и экспертное заключение. Так, согласно заключению эксперта, отчет об оценке № 030-ЗУ/04-2014 признан не соответствующим требованиям Федерального закона № ФЗ-135 "Об оценочной деятельности" и Федеральных стандартов оценки. Эксперт отметил, что выявленные замечания существенны и влияют на величину рыночной стоимости объекта оценки.
При сложившейся ситуации, в соответствии с определением суда от 10.06.2014, экспертом определена рыночная стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, которая по состоянию на 01.01.2010 составила 21 440 280 руб.
Оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, в том числе ходатайство истца об уточнении исковых требований, экспертное заключение, выполненное ООО "Кредитные системы - Волгоград", приняв во внимание рыночную стоимость земельного участка, определенную экспертом, суд находит исковые требования, с учетом уточнений истца, подлежащими удовлетворению.
При этом, суд считает необходимым отметить, что согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/2011 новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" новые учетные записи вносятся в государственный кадастр недвижимости по состоянию на текущую дату. Включение любых сведений на прошедшую дату действующим законодательством не предусмотрено.
Надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является Федеральная кадастровая палата, наделенная приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 полномочиями органа кадастрового учета, в том числе, по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Пунктом 4 статьи 110 АПК РФ предписано, что при соглашении лиц, участвующих в деле, о распределении судебных расходов арбитражный суд относит на них судебные расходы в соответствии с этим соглашением.
С учетом достигнутого соглашения сторон о распределении судебных расходов по делу, в том числе по проведению экспертизы и оплате государственной пошлины, с отнесением их на истца, судебные расходы с ответчика не взыскиваются.
В соответствии с положениями ч. 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает возможным удовлетворить ходатайство истца и уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в доход федерального бюджета по настоящему делу, до 100 руб.
Руководствуясь статьями 71, 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020052:5, площадью 5858,0 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Бажова, 2, равной его рыночной стоимости 21 440 280 руб.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:020052:5, площадью 5858,0 кв. м., расположенного по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Бажова, 2, равной его рыночной стоимости 21 440 280 руб.,
Взыскать с Государственного казенного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями" (ИНН 3442023225 ОГРН 1023402642900) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья
С.В.ПАВЛОВА
------------------------------------------------------------------