По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 31.07.2014 N 1319н "На распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 03 апреля 2014 г. N 549-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, в аренду гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений"



Направлено письмом от 1 августа 2014 г. № 34/02-8621

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 31 июля 2014 г. № 1319н

НА РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03 АПРЕЛЯ 2014 Г.
№ 549-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
"ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ
В СОБСТВЕННОСТИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, В АРЕНДУ ГРАЖДАНАМ
И ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ - СОБСТВЕННИКАМ ЗДАНИЙ,
СТРОЕНИЙ, СООРУЖЕНИЙ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 03 апреля 2014 г. № 549-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, в аренду гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений" (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Распоряжением утвержден административный регламент предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, в аренду гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Распоряжения являются общественные отношения, возникающие в области организации работы по предоставлению государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.06.2014 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции от 21.07.2014 № 217-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 21.07.2014 № 263-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 06.04.2012 № 33-ОД "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде - административном центре Волгоградской области" (в редакции от 01.11.2013 № 138-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 "Об утверждении Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области" (в редакции от 26.05.2014 № 455);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.05.2014 № 254-п).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2.2 Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора от 26.04.2012 № 222, министерство осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемое Распоряжение издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство по управлению государственным имуществом входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 г. № 222, министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения министр издает приказы и иные правовые акты Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме распоряжения входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, в рассматриваемом Распоряжении коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте анализируемого Регламента выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пунктам 5.3.2 и 5.10 жалобы на решения, принятые министром по управлению государственным имуществом Волгоградской области, подаются в аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области.
Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе путем обращения в аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области либо в судебном порядке.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Согласно статье 8 Закона Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, обеспечивающим деятельность Губернатора Волгоградской области и Правительства Волгоградской области.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в неверном определении органа исполнительной власти, являющегося вышестоящим для Министерства.
Также в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем:
Согласно пункту 2.7 Регламента в случае если представлен неполный комплект документов или документы не соответствуют требованиям, указанным в пункте 2.6.1 Регламента, сотрудник отдела информационной работы с заявителями, сотрудник многофункционального центра, осуществляющий консультацию, отказывает заявителю в приеме документов с объяснением о выявленном несоответствии.
Пунктом 2.9 Регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги:
- в случае если заявление подписано неуполномоченным лицом;
- представленные заявителем (его уполномоченным представителем) документы не отвечают требованиям, установленным в пункте 2.6.1 Регламента, и (или) представлены не в полном объеме, а также в случае непредставления или представления в неполном объеме сведений, указанных в заявлении;
- испрашиваемый земельный участок не находится в собственности Волгоградской области;
- невозможность предоставления земельного участка в аренду по основаниям, установленным действующим федеральным законодательством.
Таким образом, нарушение правил юридической техники состоит в дублировании оснований для непредоставления государственной услуги.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 апреля 2014 г. № 73.
Вывод: распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 03 апреля 2014 г. № 549-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области, в аренду гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Исполняющий обязанности
начальника Управления
Т.И.КОСТЕНКО


------------------------------------------------------------------