По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.07.2014 по делу N А12-14001/2013 <Требования о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа удовлетворены, поскольку заявитель действовал в рамках договорных отношений и в соответствии с требованиями закона, в его действиях ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий, отсутствовали>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2014 г. по делу № А12-14001/2013

Резолютивная часть решения оглашена 17.07.2014, решение в полном объеме изготовлено 22.07.2014.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе судьи Смагоринской Е.Б. при ведении протокола судебного заседания помощником Будариной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596) о признании незаконными решения и предписания, с участием заинтересованных лиц: закрытое акционерное общество "Тандер", индивидуальный предприниматель С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - П., представитель по доверенности <...>; Т., представитель по доверенности <...>;
от УФАС по Волгоградской области - Г., представитель по доверенности <...>;
остальные - не явились, извещены,

установил:

открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС по Волгоградской области, антимонопольный орган) от 21.05.2013 по делу № 12-01-10-04/741.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 по делу № А12-14001/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 оставлено без изменения.
Постановлением ФАС Поволжского округа от 25.04.2014 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.
При этом кассационная инстанция указала, в частности, на необходимость при новом рассмотрении дела дать оценку доводам заявителя, исследовать договоры с снабженческо-сбытовой организацией и сетевой организацией, акты перетока, акты выполненных работ с сетевой организацией, акты разграничения балансовой принадлежности, расчет за услуги, установить имело ли в действиях заявителя ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц в том числе, создание дискриминационных условий или заявитель действовал в рамках договорных отношений и в соответствии с требованиями закона.
В судебном заседании представители ОАО "Волгоградэнергосбыт" настаивали на заявленных требованиях. Антимонопольный орган просил отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с законностью и обоснованностью выводов, изложенных в решении от 21.05.2013 по делу № 12-01-10-04/741.
Изучив материалы дела, в том числе дополнительно представленные сторонами, исследовав доказательства, оценивая в совокупности обстоятельства, установленные по делу, суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом и видно из материалов дела, между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и ЗАО "Тандер" заключен договор энергоснабжения № 4018652/10 от 01.10.2010.
Дополнительным соглашением № 8 от 28.11.2011 в указанный договор включена новая электроустановка по адресу б-р Энгельса 33б, приложение № 3 - перечень точек поставки - принято в новой редакции. Точка поставки определена на основании представленного потребителем акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.
07.06.2012 в адрес ОАО "Волгоградэнергосбыт" поступило предложение от ЗАО "Тандер" о внесении изменений с 01.07.2012 в договор энергоснабжения № 4018652/10 от 10.10.2010 и принятии к расчетам за потребленную электроэнергию по объекту Магазин Магнит, расположенный по адресу б-р Энгельса 33б тарифный уровень напряжения СН2.
Письмом от 27.06.2012 № 19/2767 общество указало потребителю на отсутствие оснований в корректировке тарифного уровня напряжения.
Не согласившись с мнением общества, ЗАО "Тандер" обратилось в УФАС по Волгоградской области с заявлением о нарушении ОАО "Волгоградэнергосбыт" антимонопольного законодательства, что выразилось в отказе от заключения договора энергоснабжения с корректировкой тарифного уровня напряжения.
По результатам рассмотрения материалов дела № 12-01-10-04/741, возбужденного по признакам нарушения ОАО "Волгоградэнергосбыт" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе от заключения договора энергоснабжения с корректировкой тарифного уровня напряжения с НН на СН2 на объекте ЗАО "Тандер" (магазин), расположенном по адресу г. Волгоград, бульвар Энгельса, д. 33б, комиссией УФАС России по Волгоградской области 21.05.2013 принято решение, в соответствии с которым ОАО "Волгоградэнергосбыт" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
21.05.2013 по делу № 12-01-10-04/741 выдано предписание, в соответствии с которым на общество возложена обязанность прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением хозяйствующего субъекта, и применить при расчетах за потребленную электрическую энергию тарифный уровень напряжения СН2 в отношении объекта ЗАО "Тандер".
Не согласившись с указанным решением и полагая, что данное решение нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно пункту 2 Основных положений "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
Таким образом, ОАО "Волгоградэнергосбыт" обязано обеспечить поставку электрической энергии покупателю в точке поставки, которая определяется на основании акта разграничения балансовой принадлежности.
Материалами дела установлено, что согласно акту разграничения балансовой принадлежности, составленному между МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" (далее - МУПП "ВМЭС"), ИП С. и ЗАО "Тандер" установка 0,4 кВ предприятия ЗАО "Тандер" состоит из питающего кабеля, ВРК, щита учета, силового и осветительного оборудования магазина, расположенного по адресу г. Волгоград, бульвар Энгельса, д. 33б, граница ответственности и обслуживание электроустановок устанавливается: между ИП С. и ЗАО "Тандер" контактами в месте присоединения кабельных наконечников питающего эл. кабеля ВВГ 5 x 50 в ВРУ-1 ИП С., граница ответственности МУПП "ВМЭС" и ИП С.: контактами в месте присоединения кабельных наконечников питающего эл. кабеля АСБл4-1кВ, в РУ-0,4кВ гр.-3А, гр.-17, ТП-1493.
В соответствии с указанным актом точка поставки была определена сторонами договора в месте присоединения питающего кабеля в ВРУ 0,4 кВ ИП С. (ПС "Сарепта-2" ф.6, 27, РП-1460 ТП-1493 гр.-3а, 17).
Довод УФАС по Волгоградской области о том, что для расчета тарифа необходимо принимать акт между электросетевой организацией и владельцем сетей, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, а не между МУПП "ВМЭС", ИП С. и ЗАО "Тандер", судом отклоняется, как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства.
Так, в соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В связи с чем точкой поставки является место присоединения питающего кабеля в ВРУ 0,4 кВ ИП С. (ПС "Сарепта-2" ф.6, 27, РП-1460 ТП-1493 гр.-3а, 17). Именно эта точка сторонами определена точкой поставки по приложению 3 к договору.
Расчеты за электрическую энергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (пункт 78 Основных положений).
Пунктом 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службой по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания) предусмотрено определение двух ставок при расчете двухставочных единых (котловых) тарифов: единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт заявленной мощности потребителя; единой ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяемого исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации. Кроме того, указанный пункт Методических рекомендаций предусматривает деление уровней напряжения на: высокое напряжение (110 кВ и выше), среднее напряжение первого уровня (35 кВ), среднее напряжение второго уровня (20-1 кВ), низкое напряжение (0,4 кВ и ниже).
Поскольку уровень напряжения в точке поставки установлен 0,4 кВ, то есть соответствующий низкому напряжению (пункт 50 Методических указаний), стороны в договоре установили, что при расчете платы за электроэнергию должен учитываться низкий уровень напряжения.
Сетевой организацией согласно акту разграничения балансовой принадлежности является МУПП "ВМЭС". Между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и МУПП "ВМЭС" в рассматриваемый период действовал договор от 30.04.2009 № 10-пэ/2009 на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно же актам перетока, актам выполненных работ, составляемым МУПП "ВМЭС" и ОАО "Волгоградэнергосбыт" в рамках исполнения договора от 30.04.2009 № 10-пэ/2009 оказания услуг по передаче электрической энергии расчеты за услуги по части объемов ЗАО "Тандер" производятся исходя из уровня напряжения НН.
Так, согласно имеющемуся в материалах дела акта перетока электрической энергии по электрическим сетям МУПП "ВМЭС" по точкам поставки в разрезе договоров энергоснабжения и уровней напряжения по потребителям - юридическим лицам в части объемов ЗАО "Тандер" расчет производился по уровню напряжения НН, а по части объемов ИП С. - по уровню напряжения СН2.
Согласно пункту 49 положений Методических указаний, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
При оценке судом всех доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении именно данного спора, суд пришел к выводу, что заявитель действовал в рамках договорных отношений и в соответствии с требованиями закона, в действиях общества ограничения, устранения конкуренции или ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий, отсутствовали.
Таким образом, в нарушение требований пункта 5 статьи 200 АПК РФ, антимонопольным органом не подтверждены законность, допустимость и целесообразность принятия и выдачи оспариваемого решения и вынесенного на его основе предписания.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, введенным в действие Федеральным законом от 25.12.2008 № 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании пункта 1 статьи 110 АПК РФ (определение ВАС РФ от 21.12.2009 № ВАС-17113/09).
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 21.05.2013 по делу № 12-01-10-04/741 о признании ОАО "Волгоградэнергосбыт" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" в результате ущемления интересов закрытого акционерного общества "Тандер".
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в пользу открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Волгоградской области.

Судья
Е.Б.СМАГОРИНСКАЯ


------------------------------------------------------------------