Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 18.07.2014 N 1206н "На приказ министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 июля 2013 г. N 704 "Об утверждении административного регламента министерства социальной защиты населения Волгоградской области по исполнению государственной функции "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и обязанности" "
Направлено письмом от 21 июля 2014 г. № 34/02-8145
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. № 1206н
НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29 ИЮЛЯ 2013 Г. № 704
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН, КОТОРЫЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ
НЕ СПОСОБНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ И ЗАЩИЩАТЬ СВОИ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 18 МАРТА 2014 Г. № 411)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 июля 2013 г. № 704 "Об утверждении административного регламента министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области по исполнению государственной функции "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и обязанности" (в редакции от 18 марта 2014 г. № 411) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области по исполнению государственной функции "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и обязанности".
Предметом правового регулирования исследуемого приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе исполнения государственной функции.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции от 25.11.2013 № 317-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.06.2014 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.11.2007 № 1558-ОД "Об органах опеки и попечительства" (в редакции от 08.11.2013 № 144-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 27.11.2012 № 506-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 31.10.2013 № 1109 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. № 128-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 25.03.2014 № 252);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 16.12.2013 № 737-п "Об утверждении Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Волгоградской области".
В соответствии с пунктами "б", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 постановления Губернатора Волгоградской области от 31 октября 2013 г. № 1109 "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 24 октября 2013 г. № 128-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство социальной защиты населения Волгоградской области было переименовано в министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве труда и социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 16 декабря 2013 г. № 737-п, установлено, что министерство труда и социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере занятости населения, социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда и его охраны, государственной экспертизы условий труда, альтернативной гражданской службы, а также в сфере государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной политики на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения министр издает приказы Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктами 3.2.1 и 3.2.4 Регламента определено, что должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, готовят проект ежегодного Плана проведения плановых проверок на соответствующий год в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, в порядке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Проект Плана проведения плановых проверок утверждается министром в установленном порядке.
Согласно абзацам 3 и 4 пункта 3.3.1 Регламента основаниями для подготовки приказа об осуществлении контроля являются:
- наступление даты, соответствующей дате истечения исполнения органом местного самоуправления ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений, при подготовке внеплановой проверки;
- принятие министром труда и социальной защиты населения Волгоградской области (далее - министр) решения о проведении внеплановой проверки в связи с поступлением обращения заявителя, поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, надзорных органов.
Вместе с тем частями 2.3 и 2.6 статьи 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного порядка осуществления государственного жилищного надзора в отношении органов местного самоуправления.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 07 августа 2013 г. № 143.
Приказ министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 18 марта 2014 г. № 411, которым внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 09 апреля 2014 г. № 63.
Вывод: приказ министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29 июля 2013 г. № 704 "Об утверждении административного регламента министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области по исполнению государственной функции "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не способны самостоятельно осуществлять и защищать свои права и обязанности" (в редакции от 18 марта 2014 г. № 411) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
В силу изложенного выше, предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Исполняющий обязанности
начальника Управления
Т.И.КОСТЕНКО
------------------------------------------------------------------