По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 18.07.2014 N 1207н "На приказ Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 01 февраля 2012 г. N 22 "Об утверждении административного регламента исполнения Комитетом по управлению архивами Администрации Волгоградской области государственной функции "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области переданных им государственных полномочий Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области" "



Направлено письмом от 21 июля 2014 г. № 34/02-8146

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. № 1207н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ АРХИВАМИ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01 ФЕВРАЛЯ 2012 Г. № 22
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ
КОМИТЕТОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ АРХИВАМИ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ ПЕРЕДАННЫХ ИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ХРАНЕНИЮ, КОМПЛЕКТОВАНИЮ, УЧЕТУ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И АРХИВНЫХ ФОНДОВ,
ОТНЕСЕННЫХ К СОСТАВУ АРХИВНОГО ФОНДА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 30 МАЯ 2012 Г. № 53,
ОТ 12 СЕНТЯБРЯ 2012 Г. № 81)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы приказа Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 01 февраля 2012 г. № 22 "Об утверждении административного регламента исполнения Комитетом по управлению архивами Администрации Волгоградской области государственной функции "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области переданных им государственных полномочий Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области" (в редакции от 30 мая 2012 г. № 53, от 12 сентября 2012 г. № 81) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент исполнения государственной функции Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области переданных им государственных полномочий Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области".
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления субъектом Российской Федерации полномочий по контролю за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере архивного дела.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.06.2014 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (в редакции от 11.02.2013 № 10-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 21.11.2008 № 1772-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области" (в редакции от 08.11.2013 № 144-ОД);
- Законом Волгоградской области от 31.12.2009 № 1981-ОД "Об архивном деле в Волгоградской области" (в редакции от 30.12.2013 № 187-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 27.11.2012 № 506-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 22.05.2012 № 101-п "Об утверждении Положения о министерстве культуры Волгоградской области" (в редакции от 19.03.2013 № 113-п).
В соответствии с пунктом "и" статьи 71 Конституции Российской Федерации информация находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об архивном деле в Российской Федерации" установлено, что законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 2 и частью 5 статьи 4 названного Федерального закона к полномочиям субъекта Российской Федерации в области архивного дела относится хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов:
- государственных архивов субъекта Российской Федерации, музеев, библиотек субъекта Российской Федерации;
- органов государственной власти и иных государственных органов субъекта Российской Федерации;
- государственных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и государственных учреждений субъекта Российской Федерации (далее - организации субъекта Российской Федерации).
Законом орган местного самоуправления муниципального района, городского округа может наделяться отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования, с передачей необходимых для осуществления данных полномочий материально-технических и финансовых средств.
В соответствии с абзацем 1 статьи 2 Закона Волгоградской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области (далее - государственные полномочия).
Согласно абзацу 22 пункта 2.2 Положения о министерстве культуры Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 22 мая 2012 г. № 101-п, министерство в сфере государственного управления архивным делом в Волгоградской области, контроля за сохранностью, комплектованием, учетом и использованием документов архивного фонда, делопроизводства и документооборота в органах исполнительной власти Волгоградской области, рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Волгоградской области осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области переданных им государственных полномочий Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области, который вносится Губернатором Волгоградской области в Волгоградскую областную Думу.
Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области как орган исполнительной власти Волгоградской области ранее был предусмотрен Законом Волгоградской области от 10 ноября 2008 г. № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
В соответствии с приложением к указанному выше областному Закону в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит министерство культуры Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве культуры Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 22 мая 2012 г. № 101-п, министерство культуры Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере культуры, искусства и историко-культурного наследия, государственного управления архивным делом в Волгоградской области, контроля за сохранностью, комплектованием, учетом и использованием документов архивного фонда Волгоградской области как составной части архивного фонда Российской Федерации (далее именуется - архивный фонд) и других архивных документов, делопроизводства и документооборота в органах исполнительной власти Волгоградской области, рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Волгоградской области, а также в сфере развития туризма на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного Положения министр издает приказы Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктами 3.2.10 и 3.3.6 Регламента определено, что председатель Комитета утверждает план проверок не позднее 25 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Критериями принятия решения о проведении внеплановой проверки являются:
- истечение срока исполнения подконтрольным субъектом ранее выданного предписания по устранению выявленных нарушений;
- поручение Главы Администрации Волгоградской области;
- поступление в Комитет обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах:
а) возникновения угрозы причинения вреда или утраты архивных фондов и архивных документов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области;
б) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Вместе с тем частями 2.3 и 2.6 статьи 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного порядка осуществления государственного жилищного надзора в отношении органов местного самоуправления.
Также в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем:
1) В наименовании Приказа и далее по его тексту, в наименовании Регламента и далее по его тексту, а также по тексту приложений к исследуемому Регламенту упоминается Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области, а в абзаце 1 Приказа и пункте 1.3 исследуемого Регламента имеются ссылки на постановление Главы Администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 г. № 767 "Об утверждении Положения о Комитете по управлению архивами Администрации Волгоградской области".
Вместе с тем указанный орган исполнительной власти перестал существовать, а постановление Главы Администрации Волгоградской области от 24 мая 2010 г. № 767 утратило силу в связи с изданием Закона Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", и на данный момент его функции исполняет министерство культуры Волгоградской области, действующее на основании Положения о министерстве культуры Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 22 мая 2012 г. № 101-п.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на недействующий нормативный правовой акт и упоминании недействующего органа исполнительной власти Волгоградской области.
2) В тексте приложения 2 к исследуемому Регламенту после слов "государственных полномочий Волгоградской области" употреблены лишние слова "государственными полномочиями Волгоградской области".
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в нарушении правил официально-делового стиля написания документов.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 08 февраля 2012 г. № 22.
Приказы Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 30 мая 2012 г. № 53, от 12 сентября 2012 г. № 81, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 августа 2012 г. № 139, от 10 октября 2012 г. № 188.
Вывод: приказ Комитета по управлению архивами Администрации Волгоградской области от 01 февраля 2012 г. № 22 "Об утверждении административного регламента исполнения Комитетом по управлению архивами Администрации Волгоградской области государственной функции "Осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области переданных им государственных полномочий Волгоградской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов и архивных фондов, отнесенных к составу архивного фонда Волгоградской области" (в редакции от 30 мая 2012 г. № 53, от 12 сентября 2012 г. № 81) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
В силу изложенного выше предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; устранить выявленное нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Исполняющий обязанности
начальника Управления
Т.И.КОСТЕНКО


------------------------------------------------------------------