Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 17.07.2014 N 1194н "На приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 ноября 2012 г. N 296 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Аккредитация граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю в области ветеринарии" "
Направлено письмом от 18 июля 2014 г. № 34/02-8079
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. № 1194н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ВЕТЕРИНАРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 16 НОЯБРЯ 2012 Г. № 296 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО
РЕГЛАМЕНТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОМИТЕТОМ ВЕТЕРИНАРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "АККРЕДИТАЦИЯ
ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ В КАЧЕСТВЕ ЭКСПЕРТОВ,
ЭКСПЕРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ
В ОБЛАСТИ ВЕТЕРИНАРИИ" (В РЕДАКЦИИ ОТ 24 МАЯ 2013 Г. № 134,
ОТ 21 ИЮНЯ 2013 Г. № 185, ОТ 22 НОЯБРЯ 2013 Г. № 430,
ОТ 26 ИЮНЯ 2014 Г. № 219А)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 ноября 2012 г. № 296 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Аккредитация граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю в области ветеринарии" (в редакции от 24 мая 2013 г. № 134, от 21 июня 2013 г. № 185, от 22 ноября 2013 г. № 430, от 26 июня 2014 г. № 219а) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета ветеринарии Волгоградской области от 26 июня 2014 г. № 219а "О внесении изменений в некоторые приказы комитета ветеринарии Волгоградской области".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Аккредитация граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю в области ветеринарии".
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения в сфере проведения государственного контроля (надзора) с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии" (в редакции от 04.06.2014 № 145-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.06.2014 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 23.06.2014 № 160-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.06.2014 № 160-ФЗ);
- Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (в редакции от 23.06.2014 № 160-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 13.09.1999 № 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции от 12.05.2015 № 49-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД);
- постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.05.2014 № 254-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п "Об утверждении Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области" (в редакции от 11.11.2013 № 637-п).
В соответствии с подпунктами "з" и "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными настоящим Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю.
Пунктом 2 статьи 8 названного Федерального закона определено, что аттестация экспертов, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктами 1 и 5 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), отнесено:
- реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
- осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно пункту 2 статьи 7 указанного выше Федерального закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Пунктами 7 и 9 статьи 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что экспертные организации - юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Эксперты - граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности и аттестованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в целях привлечения органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет ветеринарии Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете ветеринарии Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 265-п, комитет ветеринарии Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области ветеринарии на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.4 указанного выше Положения председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
Согласно пункту 2.12.1 анализируемого Регламента установлено, что очередность для отдельных категорий заявителей не установлена.
Однако не установлен перечень отдельных категорий заявителей, имеющих право подать заявление вне очереди.
Данное обстоятельство способствует проявлению коррупциогенных положений в части закрепления для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения, а именно выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) (подпункт "в" пункта 3 Методики).
В целях устранения выявленного коррупциогенного фактора рекомендуем уточнить перечень граждан, имеющих право подать заявление вне очереди.
Однако в тексте исследуемого Регламента выявлены несоответствия действующему федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1. Пунктами 1.3.3.5 и 2.15.4 анализируемого Регламента установлено, что в случае организации предоставления государственной услуги через МФЦ информирование заявителей о местах нахождения и графике работы МФЦ осуществляется способами, установленными подпунктом 1.3.2 пункта 1.3 административного регламента.
Возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг предоставляется.
Вместе с тем пунктом 1, подпунктом 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в нарушении прав заявителей в части отсутствия возможности получения государственной услуги в многофункциональном центре.
2. Согласно пункту 5.3.2 жалобы на решения председателя Комитета подаются в аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Согласно статье 8 Закона Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, обеспечивающим деятельность Губернатора Волгоградской области и Правительства Волгоградской области.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в неверном определении органа исполнительной власти, являющегося вышестоящим для Комитета.
Кроме того, в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В тексте Регламента содержится ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю".
Вместе с тем указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на утративший силу нормативный правовой акт.
Текст исследуемого правовой экспертизой Приказа опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 12 декабря 2012 г. № 234.
Приказы комитета ветеринарии Волгоградской области от 24 мая 2013 г. № 134, от 21 июня 2013 г. № 185, от 22 ноября 2013 г. № 430, от 26 июня 2014 г. № 219а, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 29 мая 2013 г. № 94, от 03 июля 2013 г. № 118, от 04 декабря 2013 г. № 227, от 02 июля 2014 г. № 117.
Вывод: приказ комитета ветеринарии Волгоградской области от 16 ноября 2012 г. № 296 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом ветеринарии Волгоградской области государственной услуги "Аккредитация граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю в области ветеринарии" (в редакции от 24 мая 2013 г. № 134, от 21 июня 2013 г. № 185, от 22 ноября 2013 г. № 430, от 26 июня 2014 г. № 219а) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные коррупциогенный фактор, несоответствия действующему федеральному законодательству, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Исполняющий обязанности
начальника Управления
Т.И.КОСТЕНКО
------------------------------------------------------------------