По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 11.07.2014 N 1177н "На постановление администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 г. N 715-п "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 15 октября 2009 г. N 1943-ОД "О поддержке донорства крови и ее компонентов в Волгоградской области"



Направлено письмом от 14 июля 2014 г. № 34/02-7953

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. № 1177н

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 23 ДЕКАБРЯ 2010 Г. № 715-П "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2009 Г. № 1943-ОД
"О ПОДДЕРЖКЕ ДОНОРСТВА КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертиза постановления Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 г. № 715-п "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 15 октября 2009 г. № 1943-ОД "О поддержке донорства крови и ее компонентов в Волгоградской области" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждены:
- Порядок предоставления мер социальной поддержки донорам крови и ее компонентов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Волгоградской области;
- Порядок организации возмездного (платного) донорства клеток крови в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Волгоградской области.
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, возникающие в сфере организации предоставления мер социальной поддержки донорам крови и ее компонентов в Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.05.2014 № 136-ФЗ);
- Федеральным законом от 20.07.2012 № 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции от 04.06.2014 № 150-ФЗ);
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.09.2001 № 364 "Об утверждении Порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов" (в редакции от 06.06.2008 № 261н);
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.12.2012 № 1069н "Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы" (в редакции от 12.07.2013 № 456н);
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.04.2013 № 265н "О случаях возможности замены бесплатного питания донора крови и (или) ее компонентов денежной компенсацией и порядке установления ее размера";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.10.2009 № 1943-ОД "О поддержке донорства крови и ее компонентов" (в редакции от 11.10.2013 № 124-ОД).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" установлено, что законодательство о донорстве крови и ее компонентов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 10 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов относятся
1) организация заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских организациях субъекта Российской Федерации, в образовательных организациях и научных организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) проведение на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по организации, развитию и пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов;
3) финансовое обеспечение организаций, подведомственных соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющих деятельность в сфере обращения донорской крови и (или) ее компонентов;
4) установление пищевого рациона донора, сдавшего кровь и (или) ее компоненты безвозмездно, не ниже чем примерный пищевой рацион донора.
Согласно подпункту 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О донорстве крови и ее компонентов".
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" установлено, что определение случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также установление размеров такой платы относится к полномочиям исключительно федерального органа исполнительной власти в сфере обращения донорской крови.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы" установлены случаи, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размер этой платы:
- донор крови имеет редкий фенотип;
- донор не имеет определенных антигенов эритроцитов;
- в случае допуска к сдачи компонентов крови методом афереза (то есть получения отдельных видов компонентов крови путем извлечения крови, фильтрации компонентов через центрифугу, взятия нужных компонентов и возврата клеток крови донору).
Размер платы за сдачу крови и (или) ее компонентов рассчитан с учетом объема сданной крови, количества ее компонентов и определяется в процентном отношении от величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Таким образом, исследуемое Постановление издано без соблюдения требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий в связи с тем, что в компетенцию Администрации (Правительства) Волгоградской области не входит утверждение определение случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также установление размеров такой платы.
Следовательно, рассматриваемое Постановление не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своей компетенции.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" установлено, что определение случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также установление размеров такой платы относится к полномочиям исключительно федерального органа исполнительной власти в сфере обращения донорской крови.
Указанное обстоятельство способствует проявлению коррупциогенных положений в части принятия нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов (подпункт "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96).
Содержание и форма анализируемого Постановления соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 12 января 2011 г. № 2 - 3.
Вывод: постановление Администрации Волгоградской области от 23 декабря 2010 г. № 715-п "О мерах по реализации Закона Волгоградской области от 15 октября 2009 г. № 1943-ОД "О поддержке донорства крови и ее компонентов в Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части превышения высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации своей компетенции.
Предлагаем привести исследуемое Постановление в соответствие с действующим федеральным законодательством.
В целях устранения выявленного коррупциогенного фактора предлагается признать исследуемое Постановление утратившим силу.
Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------