По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 11.07.2014 N 1178н "На Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. N 1786-ОД "



Направлено письмом от 14 июля 2014 г. № 34/02-7954

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 11 июля 2014 г. № 1178н

НА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 24 НОЯБРЯ 2008 Г. № 1786-ОД (В РЕДАКЦИИ
ОТ 04 МАРТА 2009 Г. № 1857-ОД, ОТ 13 МАЯ 2010 Г. № 2042-ОД,
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2011 Г. № 2287-ОД, ОТ 25 ИЮНЯ 2013 Г. № 64-ОД,
ОТ 15 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 126-ОД, ОТ 16 ИЮНЯ 2014 Г. № 95-ОД)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы Градостроительного кодекса Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД (в редакции от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2011 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД) (далее - Кодекс) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Закона Волгоградской области от 16 июня 2014 г. № 95-ОД "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Градостроительный кодекс Волгоградской области является основным законодательным актом Волгоградской области в сфере градостроительной деятельности, территориального и градостроительного планирования, развития и организации территории.
Предметом правового регулирования исследуемого Кодекса являются общественные отношения в сфере преобразования и поддержания благоприятной среды жизнедеятельности населения Волгоградской области в городских и сельских поселениях и на межселенных территориях.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 17.11.1995 № 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 19.07.2011 № 248-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.06.2014 № 191-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 23.06.2014 № 165-ФЗ);
- Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Кодекс принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия соответствующего нормативного правового акта.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 1 статьи 20 анализируемого Закона Волгоградской области определено, что региональные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории) и являются обязательными при подготовке, согласовании и утверждении документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территорий Волгоградской области и муниципальных образований.
Вместе с тем пунктами 1 и 2 статьи 29.2 и частью 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.
Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:
1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) физическая культура и спорт;
6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в сужении понятия "региональные нормативы градостроительного проектирования" по сравнению с определением, содержащимся в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Также в тексте анализируемого Закона выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В соответствие со статьей 14 Градостроительного кодекса Волгоградской области органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности, в соответствии с настоящим Кодексом является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области.
Вместе с тем Законом Волгоградской области от 24.10.2013 № 128-ОД "О внесении изменения в Закон Волгоградской области от 15 марта 2012 г. № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области переименовано в министерство строительства Волгоградской области.
Таким образом, нарушение правил юридической техники заключается в ссылке на неверное наименование органа исполнительной власти Волгоградской области, предоставляющего государственные услуги.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации" возникают пробелы правового регулирования, заключающиеся в следующем.
1. Пунктом 1 статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что региональные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем орган исполнительной власти Волгоградской области, на который возложено полномочие по утверждению, изменению региональных нормативов градостроительного проектирования, не установлен.
2. Пунктами 3 и 6 статьи 29.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что подготовка региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом:
1) административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации;
2) социально-демографического состава и плотности населения муниципальных образований на территориях, расположенных в границах субъекта Российской Федерации;
3) природно-климатических условий субъекта Российской Федерации;
4) стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
5) программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
6) прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
7) предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и заинтересованных лиц.
Порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования устанавливается законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса.
Вместе с тем Законом Волгоградской области не установлен порядок подготовки, утверждения и изменения региональных нормативов градостроительного проектирования.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 декабря 2008 г. № 225 - 226.
Законы Волгоградской области от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2011 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 марта 2009 г. № 43, от 19 мая 2010 г. № 88, от 11 января 2012 г. № 2, от 03 июля 2013 г. № 118, от 23 октября 2013 г. № 198, от 20 июня 2014 г. № 109.
Вывод: Градостроительный кодекс Волгоградской области от 24 ноября 2008 г. № 1786-ОД (в редакции от 04 марта 2009 г. № 1857-ОД, от 13 мая 2010 г. № 2042-ОД, от 30 декабря 2012 г. № 2287-ОД, от 25 июня 2013 г. № 64-ОД, от 15 октября 2013 г. № 126-ОД, от 16 июня 2014 г. № 95-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушение правил юридической техники, пробелы правового регулирования, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------