Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 04.07.2014 N 1084н "На распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 февраля 2014 г. N 267-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства"
Направлено письмом от 7 июля 2014 г. № 34/02-7672
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. № 1084н
НА РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 2014 Г.
№ 267-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ
ИМУЩЕСТВОМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ
"ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ТРЕХ И БОЛЕЕ ДЕТЕЙ,
В ЦЕЛЯХ БЕСПЛАТНОГО ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В СОБСТВЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы распоряжения министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 февраля 2014 г. № 267-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства" (далее - Распоряжение) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Распоряжением утвержден административный регламент предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Регламента являются общественные отношения, возникающие в области организации работы по предоставлению государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.05.2014 № 136-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" (в редакции от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.06.2014 № 160-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД);
- Законом Волгоградской области от 04.04.2003 № 809-ОД "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" (в редакции от 16.04.2014 № 64-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222 "Об утверждении Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области" (в редакции от 26.05.2014 № 455);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.05.2014 № 254-п).
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Согласно пункту 1, части 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.1 статьи 33 Земельного кодекса определены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемое Распоряжение издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно подпункту 8 пункта 1 приложения к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о министерстве по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222, установлено, что министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Министр издает приказы и иные правовые акты Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, выявлены коррупциогенные факторы, заключающиеся в следующем.
1. Частью 8 пункта 2.6.1 анализируемого Регламента установлено, что в случае направления заявления на оказание государственной услуги в электронном виде, не заверенного электронной подписью, специалист Мингосимущества Волгоградской области обрабатывает полученный электронный документ как информационное заявление, рассматривает его в соответствии с настоящим Регламентом и сообщает подателю заявления по электронной почте дату, время, номер кабинета в Мингосимуществе Волгоградской области для представления оригинала документа, необходимого для оказания государственной услуги, и идентификации заявителя. Также специалист Мингосимущества Волгоградской области сообщает дополнительную информацию, в том числе возможные замечания к документам и уточняющие вопросы к подателю заявления.
Таким образом, в Регламенте предусмотрена процедура направления информации заявителю, однако не установлен срок направления указанного сообщения.
Указанное обстоятельство влечет за собой возможность произвольного установления сроков направления сообщения, что может повлечь нарушение прав заявителя на своевременное получение услуги.
Данное обстоятельство способствует проявлению коррупциогенных положений в части закрепления для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения, а именно отсутствие сроков принятия решения должностными лицами уполномоченного органа (подпункт "а" пункта 3 Методики).
2. Согласно пункту 1.2 анализируемого Регламента заявителями на получение результатов предоставления государственной услуги являются граждане, имеющие трех и более детей, при условии:
- наличия у гражданина трех и более несовершеннолетних детей, в том числе по договору о приемной семье, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по очной форме обучения;
- постоянного проживания гражданина, имеющего трех и более детей, на территории Волгоградской области;
- совместного проживания гражданина и его детей.
Однако данное право не предоставлено детям, находящимся под опекой и попечительством.
Следовательно, отдельные категории граждан, предусмотренные статьей 1 Закона Волгоградской области "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно", будут лишены права на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Данное обстоятельство способствует необоснованному установлению исключений из общего порядка для отдельных категорий граждан, что является коррупциогенным фактором в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Методики.
Кроме того, в тексте исследуемого Регламента выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пунктам 5.3.3 и 5.10 жалобы на решения, принятые министром по управлению государственным имуществом Волгоградской области, подаются в аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области.
Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе путем обращения в аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области либо в судебном порядке.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 11.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалобы на решения, принятые руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу, подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствия рассматриваются непосредственно руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, либо органа, предоставляющего муниципальную услугу.
Согласно статье 8 Закона Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" аппарат Губернатора и Правительства Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, обеспечивающим деятельность Губернатора Волгоградской области и Правительства Волгоградской области.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в неверном определении органа исполнительной власти, являющегося вышестоящим для Министерства.
Также в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем:
В тексте исследуемого Регламента содержится ссылка на Закон Волгоградской области от 16.12.2011 № 2272-ОД "О порядке предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность бесплатно и установлении предельных размеров таких земельных участков".
Вместе с тем указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 05 марта 2014 г. № 40.
Вывод: распоряжение министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 17 февраля 2014 г. № 267-р "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области государственной услуги "Постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные коррупциогенные факторы, несоответствие действующему федеральному законодательству, нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------