По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 04.07.2014 N 1081н "На приказ министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 24 сентября 2012 г. N 273 "Об утверждении административного регламента предоставления министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям" "



Направлено письмом от 7 июля 2014 г. № 34/02-7688

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 июля 2014 г. № 1081н

НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
И ИНВЕСТИЦИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2012 Г.
№ 273 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЭКОНОМИКИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ
СВЯЗЕЙ И ИНВЕСТИЦИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УСЛУГИ ПО ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИМ СУБЪЕКТАМ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИННОВАЦИОННЫМ КОМПАНИЯМ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 12 НОЯБРЯ 2012 Г. № 378, ОТ 24 СЕНТЯБРЯ
2013 Г. № 255, ОТ 01 НОЯБРЯ 2013 Г. № 318)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 24 сентября 2012 г. № 273 "Об утверждении административного регламента предоставления министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям" (в редакции от 12 ноября 2012 г. № 378, от 24 сентября 2013 г. № 255, от 01 ноября 2013 г. № 318) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются финансовые отношения, направленные на обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.05.2014 № 136-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 № 396-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.06.2014 № 160-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства" (в редакции от 26.05.2014 № 482);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" (в редакции от 22.11.2013 № 157-ОД);
- Законом Волгоградской области от 20.12.2013 № 182-ОД "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (в редакции от 29.04.2014 № 66-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 13.07.2009 № 246-п "О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства" (в редакции от 20.08.2013 № 413-п);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 14.05.2014 № 254-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 22.06.2012 № 502 "Об утверждении Положения о министерстве экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области" (в редакции от 14.10.2013 № 1039).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Статьей 2 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 указанного выше Федерального закона в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство экономики, внешнеэкономической деятельности и инвестиций входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о министерстве экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 22 июня 2012 г. № 502, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на формирование и реализацию экономической политики Волгоградской области, осуществляющим государственное управление в сфере анализа, прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области, развития инвестиционной, инновационной деятельности и государственно-частного партнерства, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Волгоградской области и нужд бюджетных учреждений Волгоградской области, мобилизационной подготовки экономики Волгоградской области, проведения административной реформы на территории Волгоградской области, развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Волгоградской области, развития малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 3.3 указанного выше Положения определено, что Министр издает приказы Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой Приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, в рассматриваемом Приказе выявлены коррупциогенные факторы, заключающиеся в следующем:

1) Согласно абзацу 4 пункта 3.6.2 Регламента результаты оценки заявок заносятся в оценочную ведомость по форме согласно приложению 13. Победителями признаются субъекты малого и среднего предпринимательства, набравшие в сумме по всем критериям не менее 10 баллов.
Вместе с тем пунктом 6 Положения о проведении конкурсного отбора действующих инновационных компаний на право получения государственной поддержки, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. № 246-п, установлено, что победителями конкурсного отбора признаются действующие инновационные компании, набравшие в сумме по всем критериям не менее 50 баллов.
Указанное обстоятельство способствует проявлению коррупциогенных положений в части закрепления для правоприменителя широты дискреционных полномочий - неопределенности условий или оснований принятия решения (подпункт "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96).
2) Подпунктом 3 пункта 3.6.5 Регламента установлено, что одним из результатов исполнения административной процедуры является принятие решения об отложении принятия решения по запросу в связи с необходимостью проверки полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им документах, в том числе путем выезда на место ведения предпринимательской деятельности.
Однако порядок организации проверки полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в представленных им документах, в том числе путем выезда на место ведения предпринимательской деятельности, в Регламенте не установлен.
Указанное обстоятельство способствует проявлению коррупциогенных положений в части закрепления для правоприменителя отсутствия или неполноты административных процедур - отсутствия порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка (подпункт "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96).
Кроме того, в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 2.5.1 Регламента для предоставления государственной услуги заявитель представляет в Министерство копии сертификатов, лицензий [копии сертификатов, лицензий представляются в случае сертификации продукции и (или) лицензирования деятельности], заверенные заявителем.
В свою очередь, подпунктом "к" пункта 1.9 Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. № 246-п, установлено, что для получения субсидии заявитель вправе представить документы, которые находятся в распоряжении иных государственных органов и организаций и содержат сведения о лицензировании деятельности (в случае если перечнем документов на предоставление субсидии предусмотрено наличие документа, подтверждающего лицензирование деятельности).
Вместе с тем пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в возложении на заявителя обязанности предоставления документов, которые находятся в распоряжении иных государственных органов и организаций.
Также в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем:
1) В соответствии с абзацем "а" подпункта 6 пункта 1.2 и абзацем 3 пункта 2.3 Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. № 246-п, социальное предпринимательство - социально ответственная деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающая занятость инвалидов; матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет; выпускников детских домов; лиц, освобожденных в течение двух лет из мест принудительного заключения; лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, при условии, что среднесписочная численность указанных категорий граждан среди работников составляет не менее 50 процентов, а доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Размер субсидии на авансовый платеж определяется из расчета 20 процентов от стоимости предмета лизинга, но не более суммы авансового платежа. В течение года субсидии на авансовый платеж предоставляются в размере, не превышающем:
- 1 млн. рублей на одного заявителя - для субъектов малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников менее 30 человек за предшествующий календарный год;
- 3 млн. рублей на одного заявителя - для субъектов малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников 30 и более человек за предшествующий календарный год.
Вместе с тем в пункте 2.5 Регламента необходимость предоставления заявителями сведений о среднесписочной численности работников не установлена.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в указании неполного перечня документов, предоставление которых необходимо для получения субсидии субъектами молодежного предпринимательства.
2) В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2 и подпунктом "и" пункта 13.12 Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 июля 2009 г. № 246-п, субъектами молодежного предпринимательства - субъектами малого предпринимательства признаются физические лица в возрасте до 30 лет включительно и юридические лица, у которых доля в уставном капитале, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет включительно, составляет не менее 50 процентов.
Субъекты молодежного предпринимательства, являющиеся участниками мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность, кроме документов, указанных в пунктах 13.6 - 13.11 настоящего Положения, представляют копию диплома победителя (участника) конкурса бизнес-проектов в рамках реализации Программы развития молодежного предпринимательства на территории Волгоградской области, заверенную заявителем.
Вместе с тем в пункте 2.5 Регламента указанные положения отсутствуют.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в указании неполного перечня документов, предоставление которых необходимо для получения субсидии субъектами молодежного предпринимательства.
3) Согласно абзацу 2 пункта 3.2.1 Регламента для получения государственной услуги заявители представляют документы в полном объеме в Министерство или МФЦ, с которыми Министерством заключены соглашения о взаимодействии.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2.5.1 Регламента для предоставления государственной услуги заявитель представляет документы в Министерство.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в несогласованности информации, содержащейся в разных структурных единицах исследуемого Регламента.

Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградской области" от 03 октября 2012 г. № 183.
Приказы министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 12 ноября 2012 г. № 378, от 24 сентября 2013 г. № 255, от 01 ноября 2013 г. № 318, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 ноября 2012 г. № 220-221, от 27 сентября 2013 г. № 180, от 13 ноября 2013 г. № 212.
Вывод: приказ министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 24 сентября 2012 г. № 273 "Об утверждении административного регламента предоставления министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области государственной услуги по оказанию поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства, в том числе инновационным компаниям" (в редакции от 12 ноября 2012 г. № 378, от 24 сентября 2013 г. № 255, от 01 ноября 2013 г. № 318) не соответствует действующему федеральному законодательству.
В силу изложенного выше предлагаем устранить выявленные коррупциогенные факторы; привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------