По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 30.06.2014 N 1016н "На приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 октября 2012 г. N 285 "Об утверждении административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области" "



Направлено письмом от 30 июня 2014 г. № 34/02-7471

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. № 1016н

НА ПРИКАЗ ИНСПЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2012 Г. № 285
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ
ИНСПЕКЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО
НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 28 АВГУСТА 2013 Г. № 118, ОТ 27 ФЕВРАЛЯ 2014 Г. № 25,
ОТ 30 МАЯ 2014 Г. № 74)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. № 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 октября 2012 г. № 285 "Об утверждении административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области" (в редакции от 28 августа 2013 г. № 118, от 27 февраля 2014 г. № 25, от 30 мая 2014 г. № 74) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции по Волгоградской области приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 30 мая 2014 г. № 74 "О внесении изменений в административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области, утвержденный приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 октября 2012 г. № 285".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, возникающие при предоставлении государственной функции.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.05.2014 № 136-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 27.05.2014 № 136-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 № 396-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 23.01.2014 № 53);
- приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 № 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 09.04.2014 № 55-ОД);
- постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 № 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 27.11.2012 № 506-п);
- постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 280-п "Об утверждении Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области" (в редакции от 25.07.2013 № 347-п).
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора).
В соответствии с абзацем 2 пункта 6 постановления Правительства Российской Федерации "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными настоящим Постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций.

Пунктами 1.1 и 1.2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 10 ноября 2011 г. № 592-п, установлено, что Административный регламент исполнения государственной функции - нормативный правовой акт органа исполнительной власти Волгоградской области, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) органа исполнительной власти при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) (далее именуется - орган исполнительной власти), органа местного самоуправления муниципального образования Волгоградской области при осуществлении им переданных отдельных государственных полномочий Волгоградской области по осуществлению регионального контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области (далее именуется - орган местного самоуправления).
Административный регламент исполнения государственной функции также устанавливает порядок взаимодействия между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, структурными подразделениями органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, иными органами государственной власти и местного самоуправления при исполнении государственной функции.
Следовательно, исследуемый Приказ принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" определено, что инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 24.07.2012 № 280-п, инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения руководитель Инспекции издает приказы Инспекции.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
30.05.2014 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области проведена повторная антикоррупционная экспертиза приказа инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 октября 2012 г. № 285 "Об утверждении административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области" (в редакции от 28 августа 2013 г. № 118, от 27 февраля 2014 г. № 25), в ходе которой был выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в отсутствии порядка проведения проверок деятельности региональных операторов (экспертное заключение № 937н).
Приказом инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 30 мая 2014 г. № 74, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, выявленный коррупциогенный фактор устранен в полном объеме.

По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, в рассматриваемом Постановлении коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 3.8 Регламента определено, что проверки в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения ими обязательных требований как собственниками (владельцами, пользователями) помещений жилищного фонда проводятся в форме внеплановых проверок на основании поступивших в Инспекцию обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также иных источников, если полученная информация содержит сведения о нарушении указанными лицами обязательных требований.
Вместе с тем частями 2.3 и 2.6 статьи 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) совместно на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой субъекта Российской Федерации (далее - ежегодный план). При этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в установлении иного порядка осуществления государственного жилищного надзора в отношении органов местного самоуправления.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградской области" от 24 октября 2012 г. № 199.

Приказы инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 16 мая 2013 г. № 71, от 27 февраля 2014 г. № 25, от 30 мая 2014 г. № 74, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградской области" от 11 сентября 2013 г. № 168, от 26 марта 2014 г. № 53, от 11 июня 2014 г. № 104 - 105.
Вывод: приказ инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 12 октября 2012 г. № 285 "Об утверждении административного регламента исполнения инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Волгоградской области" (в редакции от 28 августа 2013 г. № 118, от 27 февраля 2014 г. № 25, от 30 мая 2014 г. № 74) не соответствует действующему федеральному законодательству.
В силу изложенного выше предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------