По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 19.03.2014 по делу N А12-32809/2013 <О признании недействующим решения Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 27.06.2013 N 46/5 в части утверждения значения "коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области " в размере - "50">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу № А12-32809/2013

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 12.03.2014.
Решение в полном объеме изготовлено 19.03.2014.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Наумовой М.Ю.,
судей Пономаревой Е.В., Кулик И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Николаенко М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
индивидуального предпринимателя Э. (ОГРН <...>, ИНН <...>)
к Нехаевской районной Думе Нехаевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1063457036719, ИНН 3417005127)
о признании недействующим в части нормативного правового акта
третьи лица: администрация Нехаевского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области, министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Правительство Волгоградской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
с участием прокуратуры Волгоградской области
в предварительном судебном заседании приняли участие:
от заявителя - Т., представитель по доверенности <...>;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Я., представитель по доверенности <...>;
от прокуратуры Волгоградской области - С., старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе

установил:

Индивидуальный предприниматель Э. (далее - ИП Э., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать недействующим и не соответствующим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, решение Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 27.06.2013 № 46/5 "О внесении изменений в решение Нехаевской районной Думы № 31/5 от 29.04.2008 "Об утверждении значений коэффициентов, необходимых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Нехаевского муниципального района" в части утверждения значения "коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области (КДПР)" в размере - "50" (пункт 11 приложения № 3).
В представленном отзыве Нехаевская районная Дума Нехаевского муниципального района Волгоградской области указала, что заявленные требования не признает, оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области полагает, что требования являются обоснованными.
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области в представленном отзыве просит отказать в удовлетворении требований.
Прокуратура Волгоградской области считает, что требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что требования Предпринимателя являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предприниматель с 18.03.2011 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 34:17:070003:32, общей площадью 1925 кв. м, под размещение стационарной АГЗС расположенного примерно в 250 м от ориентира по направлению на северо-восток, ориентир - Волгоградская область, Нехаевский район, ст. Нехаевская, ул. Полевая, дом 17.
При заключении с администрацией Нехаевского муниципального района Волгоградской области (арендодателем) договора аренды земельного участка от 18.03.2011 № 15, зарегистрированном в установленном законом порядке 08.04.2011, арендная плата определена в размере 85 123 рублей 50 копеек.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 № 469-п утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области (далее - Порядок № 469-п).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка № 469-п размер арендной платы за земельные участки устанавливается в зависимости от величины кадастровой стоимости земельных участков для соответствующего вида использования земель и не может быть меньше суммы земельного налога для данного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка № 469-п установлено, что при определении размера арендной платы применяется коэффициент дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель населенных пунктов. Данный коэффициент устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района (городского округа) Волгоградской области по согласованию с министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области и не может быть ниже 1.
Решением Нехаевской районной Думы от 29.04.2008 № 31/5 "Об утверждении значений коэффициентов, необходимых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Нехаевского муниципального района" значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области (КДПР) для объектов АЗС, АГЗС установлено в размере "12".
Пунктом 11 приложения № 3 к решению Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 27.06.2013 № 46/5 "О внесении изменений в решение Нехаевской районной Думы № 31/5 от 29.04.2008 "Об утверждении значений коэффициентов, необходимых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Нехаевского муниципального района" утверждено значение коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области (КДПР) в размере "50" (решение опубликовано в газете "Нехаевские вести", № 98, 15.08.2013).
При изменении корректирующего коэффициента размер ареной платы за земельный участок с 85 123 рублей 50 копеек увеличился до 1 002 228 рублей 38 копеек.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Согласно пункту 3 данной статьи за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление № 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Нехаевской районной Думой Волгоградской области не представлены доказательства экономического обоснования изменения размера корректирующего коэффициента "50" к арендной плате, установленной оспариваемым решением. Произвольное установление органами местного самоуправления коэффициентов дифференциации, применяемых при расчете размера арендной платы за землю, недопустимо.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 № 13-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О, суд считает, что оспариваемое значение коэффициента "50" к размеру арендной платы за землю установлено в отсутствие необходимого экономического обоснования, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит действующему законодательству и основным принципам российского права.
Оспариваемое в части решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для ее осуществления, незаконно возлагая обязанность по уплате повышенной арендной платы вследствие применения коэффициента, установленного без анализа оценочных характеристик и учета экономических факторов, определяющих доходность земельного участка.
Суд считает, что пункт 11 приложения № 3 к решению Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 27.06.2013 № 46/5 "О внесении изменений в решение Нехаевской районной Думы № 31/5 от 29.04.2008 "Об утверждении значений коэффициентов, необходимых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Нехаевского муниципального района" не соответствует статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей подлежат взысканию с Нехаевской районной Думы Нехаевского муниципального района Волгоградской области в пользу Предпринимателя. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 800 рублей подлежит возврату Предпринимателю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Требования индивидуального предпринимателя Э. удовлетворить.
Признать недействующим и не соответствующим статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, решение Нехаевской районной Думы Волгоградской области от 27.06.2013 № 46/5 "О внесении изменений в решение Нехаевской районной Думы № 31/5 от 29.04.2008 "Об утверждении значений коэффициентов, необходимых для расчета арендной платы за земельные участки на территории Нехаевского муниципального района" в части утверждения значения "коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Нехаевского муниципального района Волгоградской области (КДПР)" в размере - "50" (пункт 11 приложения № 3).
Взыскать с Нехаевской районной Думы Нехаевского муниципального района Волгоградской области в пользу индивидуального предпринимателя Э. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Э. из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 800 рублей.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий судья
НАУМОВА М.Ю.

Судьи
ПОНОМАРЕВА Е.В.
КУЛИК И.В.


------------------------------------------------------------------