По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Волгоградского УФАС России от 07.03.2014 "По делу N 14-01-10-04/15 о нарушении антимонопольного законодательства"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2014 года

ПО ДЕЛУ № 14-01-10-04/15
О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена 21 февраля 2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 марта 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- А.В. Гаджиевой - председателя Комиссии, заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее - Управление),
- А.А. Гудиева - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
- А.В. Васильева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела по борьбе с картелями и контролю торговли Управления,
рассмотрев дело № 14-01-10-04/15 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "М" (<...>) (филиал Открытого акционерного общества "М" - "В", адрес: <...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии:
Д. - представителя Открытого акционерного общества "М" (филиала Открытого акционерного общества "М" - "В") по доверенности <...> (далее - ОАО "М", представитель ОАО "М", ответчик, представитель ответчика),
М. - заявителя по данному делу, на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом,
в соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Управления установила:
Поводом для возбуждения настоящего дела послужило заявление М. (вх. № 9034 от 20.12.2013) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО "М" (филиала ОАО "М" - "В"), выразившемся в неисполнении договоров технологического присоединения.
В заявлении указано, что филиал ОАО "М" - "В" не исполнил договор технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., заключенный с М. Срок исполнения договора истек 19 июня 2013 года. Заявитель указывает, что обязательства, возложенные на него законом и договором, исполнены, а именно произведена оплата стоимости услуг по технологическому присоединению в размере 550 рублей.
Заявитель просит проверить обоснованность и законность неисполнения договора технологического присоединения со стороны ОАО "М" (филиала ОАО "М" - "В").
По результатам рассмотрения заявления М., указывающего на нарушение антимонопольного законодательства со стороны ОАО "М" (филиал ОАО "М" - "В"), приказом от 16 января 2014 года № 8 руководителя Управления было возбуждено дело № 14-01-10-04/15 по признакам нарушения ОАО "М" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции").
При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены письменные пояснения (исх. № 1400/17/1115 от 21.02.2014).
Ответчик сообщил Комиссии Управления о том, что ОАО "М" предпринимало все зависящие от нее меры, какие от него требовались по характеру обязательств, однако из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения.
Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.
Сетевой организацией, в соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004), признается организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии, и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
ОАО "М" (филиал ОАО "М" - "В") является сетевой организацией и, следовательно, осуществляет в установленном законом порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем 3 статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 (в ред. от 06.12.2011) № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон "О естественных монополиях") признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В статье 4 Закона "О естественных монополиях" перечислены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым, в частности, относятся услуги по передаче электрической энергии.
Таким образом, ОАО "М" (в лице филиала ОАО "М" - "В") занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сете, принадлежащих филиалу ОАО "М" - "В".
ОАО "М" (филиал ОАО "М" - "В") заключило договор технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 (далее - договор технологического присоединения № 11602-12-00111917-2) с М. 19 декабря 2012 г.
В соответствии с пунктом 1 указанного договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя...
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договоров составляет не более 6 месяцев со дня заключения настоящего договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
ОАО "М" представило в адрес Управления техническое задание № 81-ТПП на выполнение проектной и рабочей документации "Электроснабжение гостевых домов, расположенных <...>, Среднеахтубинский РЭС". Основанием для проектирования в соответствии с указанным техническим заданием в том числе является договор технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., заключенный с М.
Иных доказательств, свидетельствующих об исполнении договоров технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., со стороны ОАО "М" (филиала ОАО "М" - "В") не представлено.
На основании анализа представленных материалов и информации Комиссией были сделаны следующие выводы.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения... сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с заявителем - физическим лицом, обратившимся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения... технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 1 договора технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя...
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению согласно пункту 5 договора составляет не более 6 месяцев со дня заключения настоящего договора, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Правил технологического присоединения... в процедуру технологического присоединения включается в том числе выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения... срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
В соответствии с пунктом 16.3 Правил технологического присоединения... обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителем - физическим лицом обязанности распределяются следующим образом:
заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;
сетевая организация исполняет указанные обязательства до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Пункт 18 Правил технологического присоединения... включает в себя следующие этапы выполнения мероприятий технологического присоединения:
а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;
б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;
в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;
д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий;
е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя));
ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено").
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что общий срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению со стороны ОАО "М" (филиала ОАО "М" - "В"), направленных на исполнение договоров технологического присоединения № 11602-12-00111917-2, составил 14 месяцев с момента подписания указанного договора, что не соответствует подпункту "б" пункта 16, пункту 18 Правил технологического присоединения.., согласно которым срок осуществления всех мероприятий по технологическому присоединению является существенным и не может превышать 6 месяцев для заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии... потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно).
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
Пункт 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии предусматривает, что договор не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно пункту 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения...), утвержденных постановлением Правительства от 04.05.2012 № 442, гарантирующий поставщик) обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В соответствии с пунктом 32 Основных положений... гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 34 Основных положений... потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), представляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора.
Управлением было установлено, что ОАО "М" в лице филиала ОАО "М" - "В" занимает доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих филиалу ОАО "М" - "В".
ОАО "М", являясь сетевой организацией, своими действиями в отношении гражданина М. нарушило требование подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, выразившееся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора о технологическом присоединении, что влечет за собой ущемление интересов заявителя, выразившееся в препятствовании заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО "М", выразившиеся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению в течение 6 месяцев с момента заключения договора технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., влечет за собой ущемление интересов заявителя путем препятствования заключению договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) в целях снабжения электрической энергией объекта (жилой дом), расположенного по адресу: <...>, в соответствии с договором технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., следовательно, нарушают часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Основания для прекращения дела отсутствуют.
Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.
С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что ОАО "М" нарушило часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям Открытого акционерного общества "М" (филиала Открытого акционерного общества "М" - "В") объекта (жилой дом), расположенного по адресу: <...>, в соответствии с договором технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., заключенного с М.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО "М" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на осуществление фактического технологического присоединения объекта (жилой дом), расположенного по адресу: <...>, в соответствии с договором технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., заключенного с М.
Комиссия Управления полагает, что принятие настоящего решения и выдача ответчику предписания по делу являются достаточными мерами по установлению и пресечению нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно части 5 статьи 39 Закона "О защите конкуренции", если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Управления решила:
1. Признать Открытое акционерное общество "М" (<...>) (филиал Открытого акционерного общества "М" - "В", адрес: <...>) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям Открытого акционерного общества "М" (филиал Открытого акционерного общества "М" - "В") объекта (жилой дом), расположенного по адресу: <...>, в соответствии с договором технологического присоединения № 11602-12-00111917-2 от 19 декабря 2012 г., заключенного с М.
2. Выдать Открытому акционерному обществу "М" (<...>) (филиал Открытого акционерного общества "М" - "В", адрес: <...>) предписание об устранении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Передать материалы дела № 14-01-10-04/15 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному должностному лицу Управления для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Примечание: невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Председатель Комиссии
А.В.ГАДЖИЕВА

Члены Комиссии
А.А.ГУДИЕВ
А.В.ВАСИЛЬЕВ


------------------------------------------------------------------