По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.02.2014 по делу N А12-31487/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "ж" пункта 2.4 раздела 2 Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением администрации городского округа г. Михайловка Волгоградской обл. от 15.11.2012 N 2524>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2014 г. по делу № А12-31487/2013

Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2014 г., полный текст решения изготовлен 27.02.2014 г.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кулик И.В., судей Пономаревой Е.В., Стрельниковой В.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя Д.В. (ИНН <...>, ОГРН <...>) к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (ИНН 3437500793, ОГРН 1023405578646) об оспаривании нормативного правового акта
с участием прокуратуры Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Д.В. индивидуальный предприниматель, лично, свидетельство о государственной регистрации, паспорт;
от ответчика - Д.С., представитель по доверенности <...>;
от прокуратуры - Мжельская Н.С. прокурор отдела, служебное удостоверение,

установил:

Индивидуальный предприниматель Д.В. (далее - предприниматель Д.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (далее - Администрация, ответчик) о признании противоречащим частям первой и второй статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "ж" пункта 2.4 раздела 2 Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа город Михайловка, утвержденного постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 15.11.2012 г. № 2524 (далее - Положение о субсидировании).
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Волгоградской области.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что Положение в оспариваемой части необоснованно сужает круг субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право на государственную поддержку в виде субсидирования, устанавливая обязанность расчета по сделке только безналичным способом, что не соответствует ч. 1, 2 ст. 861 Гражданского кодекса Российской Федерации. В качестве обоснования ущемления прав заявитель ссылается на отказ Администрации в приеме и рассмотрении предоставленных предпринимателем документов для получения субсидии из местного бюджета на погашение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным им в ОАО коммерческом банке "Михайловский Промжилстройбанк" для приобретения автотранспортных средств, по причине отсутствия в предоставленном пакете документов платежного поручения, подтверждающего целевое использование кредита.
В судебном заседании предприниматель поддержал заявленные требования в полном объеме.
Администрация просит суд отказать заявителю в удовлетворении требования, поскольку Положение в оспариваемой части не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам.
Прокуратура Волгоградской области полагает, что в удовлетворении требований следует отказать.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Администрацией городского округа г. Михайловка Волгоградской принято постановление от 15.11.2012 № 2524 (ред. от 11.10.2013) "О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа город Михайловка", которым утверждены Положение "О субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства", "О комиссии по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства", "О проведении конкурсного отбора начинающих субъектов малого предпринимательства на право получения финансовой поддержки". Указанный нормативный правовой акт со всеми приложениями официально опубликован в информационной общественно-политической газете "Панорама новостей. Городской округ город Михайловка", № 45 (109) 23.11.2012. и вступил в законную силу со дня его официального опубликования, т.е. 23.11.2012.
Полномочия органа местного самоуправления по вопросам принятия нормативных правовых актов в сфере содействия субъектам малого и среднего предпринимательства вытекают из Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ-209).
В соответствии с положениями статьи 11 ФЗ-209, к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 ФЗ-209, оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1.1. Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением администрации городского округа город Михайловка от 15.11.2012 № 2524, настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 4 июля 2008 г. № 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области", постановлением администрации городского округа город Михайловка от 14 сентября 2012 г. № 1793 "Об утверждении новой редакции долгосрочной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городском округе город Михайловка" на 2011 - 2013 годы" и определяет общие условия, критерии и порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета городского округа город Михайловка субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории городского округа город Михайловка.
Следовательно, Положение о субсидировании принято администрацией городского округа город Михайловка в пределах компетенции, предоставленной ей федеральным и региональным законодательством.
В соответствии с разделом 2 пунктом 2.1. Положения о субсидировании, субсидированию подлежит часть затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства в банках на срок не более пяти лет (за исключением овердрафтных кредитов).
Субсидия предоставляется по кредитам, направленным на приобретение основных средств (за исключением мебели и бытовой техники, не используемой в производственном процессе, и легковых транспортных средств).
Субсидия предоставляется на уплату процентов по одному кредитному договору или нескольким кредитным договорам, не превышающим 5 млн. рублей на одного заявителя (п. 2.2 Положения).
Перечень документов для предоставления субсидии предусмотрен пунктом 1.6 Положения о субсидировании.
Пунктом 2.4 раздела 2 Положения о субсидировании установлено, что для получения субсидии процентной ставки по кредитам, заявитель кроме документов, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения, дополнительно представляет в отдел потребительского рынка и развития предпринимательства по каждому договору следующие документы: а) расчет размера субсидии по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению; б) копию кредитного договора, заверенную банком постранично; в) график погашения кредита и уплаты процентов по нему, заверенный банком; г) выписку из ссудного счета заявителя за весь период пользования кредитом, заверенную банком; д) копии платежных поручений, заверенные банком, или копии иных платежных документов, заверенные заявителем, подтверждающих уплату начисленных процентов по кредиту, за расчетный период; е) копии платежных поручений, заверенные банком, или копии иных платежных документов, заверенные заявителем, подтверждающих погашение основного долга по кредиту, за весь период пользования кредитом; ж) копии платежных поручений, заверенные банком, с приложением копий договора, товарной накладной и (или) акта приема-передачи имущества, подтверждающих целевое использование кредита за расчетный период, заверенных заявителем; з) справку об отсутствии просроченной задолженности по уплате начисленных процентов и погашению основного долга по кредиту, выданную кредитной организацией по состоянию на дату, которая предшествует дате подачи запроса не более чем на 30 календарных дней (не представляется в случае полного исполнения обязательств по кредитному договору).
По утверждению заявителя, указание в перечне документов для рассмотрения заявления о предоставлении субсидии копии платежных поручений, заверенных банком, подтверждающих целевое использование кредита (применительно к ситуации заявителя приобретение автотранспортных средств) исключает возможность совершение сделок, хоть и в рамках предпринимательской деятельности, но между физическими лицами, приводит к сужению круга субъектов предпринимательской деятельности, имеющих право на государственную поддержку в виде субсидирования.
Между тем, суд пришел к иным выводам, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 15.11.2011 г. между ОАО коммерческий банк "Михайловский Промжилстройбанк" и индивидуальным предпринимателем Д.В. был заключен договор № 644пр о предоставлении кредита в размере 1680 000 рублей на приобретение транспортных средств. Также, 27.01.2012 г. между ОАО коммерческий банк "Михайловский Промжилстройбанк" и индивидуальным предпринимателем Д.В. был заключен договор № 682пр о предоставлении кредита в размере 750 000 рублей на приобретение транспортных средств.
Из договоров купли-продажи транспортных средств от 22.11.2011 г. следует, что покупателем транспортных средств является физическое лицо Д.В.
На основании договоров купли-продажи транспортных средств от 22.11.2011 г. и актов приема-передачи автомобиля от 22.11.2011 г. следует, что Д.В. (физическое лицо, покупатель) приобрел транспортные средства у Б.В. (физическое лицо, продавец): грузовой тягач седельный FREIGHTLINER COLUMBIA CL120, 2001 года выпуска по цене 1400 000 рублей и полуприцеп KOGEL S№ 24Р тентованный с бортовой платформой, 1998 года выпуска по цене 300 000 рублей (т. 2. л.д. 38 - 41, 44 - 47).
По сведениям заявителя, расчет с продавцом автотранспортных средств был осуществлен наличными деньгами, путем передачи их продавцу (физическому лицу) на момент заключения договоров купли-продажи и оформления актов приема-передачи от 22.11.2011 г.
При этом, заявитель, со ссылкой на статью 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает, что поскольку договоры купли-продажи транспортных средств были заключены между физическими лицами, условие, предусмотренное в подпункте "ж" пункта 2.4 раздела 2 Положения о субсидировании, в части предоставления платежных поручений, заверенных банком, подтверждающих целевое использование кредита, является неправомерным.
По мнению заявителя, законодательство о субъектах малого и среднего предпринимательства не содержит запрета на приобретение товаров, работ, услуг у физических лиц и впоследствии использовать их в качестве основных средств в предпринимательской деятельности. Следовательно, при совершении сделок между физическими лицами, не распространяются ограничения по расчету наличными деньгами, установленные указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", запрещающим проводить наличные расчеты по одному договору в сумме, превышающей 100 000 рублей.
Между тем, данные доводы заявителя не имеют правового значения для оценки законности оспариваемой нормы Положения о субсидировании.
В соответствии с частью 1 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.
В силу части 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.
Таким образом, положения частей 1 и 2 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривают право предпринимателя (гражданина, юридического лица) осуществлять расчеты, как наличным, так и безналичным способом, оставляя это право выбора формы расчета самому предпринимателю (гражданину, юридическому лицу), исходя из целей его деятельности, назначения платежа и других обстоятельств, за исключением установленных законом случаев. Обязанности по осуществлению только наличных расчетов с участием граждан, в том силе связанных и не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, данные нормы закона не предусматривают.
В соответствии с пунктом 1 указания ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя", расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Действительно, при расчетах между индивидуальным предпринимателем и физическим лицом ограничений по сумме наличности в рамках одного договора не установлено.
Заявитель полагает, что купил транспортные средства как физическое лицо, а в последующем ввел их в качестве основных средств в предпринимательский оборот.
Однако договор № 644пр о предоставлении кредита был заключен индивидуальным предпринимателем Д.В. 15.11.2012 г., т.е. до заключения договоров купли-продажи транспортных средств, следовательно, предприниматель знал и совершал юридически значимые действия по получению кредита именно для приобретения транспортных средств в целях использования их в предпринимательской деятельности.
В документах, представленных предпринимателем для получения субсидии, отсутствовали платежные поручения, заверенные банком, подтверждающие целевое использование кредита.
Судом учтено, что основные принципы оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, основания к отказу в оказании поддержки установлены в статье 14 ФЗ-209.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 ФЗ-209, в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если: 1) не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы; 2) не выполнены условия оказания поддержки; 3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли; 4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2 статьи 16 ФЗ-209).
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 5 Закона Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области".
В соответствии с частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
- категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Одним из условий предоставления субсидии является наличие у заявителя, копии платежных поручений, заверенных банком, с приложением копий договора, товарной накладной и (или) акта приема-передачи имущества, подтверждающих целевое использование кредита за расчетный период, заверенных заявителем (подпунк "ж" пункта 2.4. раздела 2 Положения "О субсидировании малого и среднего предпринимательства городского округа город Михайловка").
Данное условие предусматривает предоставление предпринимателем (юридическим лицом) документов, подтверждающих расчет по сделке безналичным способом оплаты, что соответствует целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, предусматривающим:
- развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, учитывая, что Положение о субсидировании утверждено администрацией городского округа город Михайловка и финансирование осуществляется из бюджета муниципального образования, условия и порядок оказания такой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства вправе определять орган местного самоуправления самостоятельно, что соответствует пункту 2 статьи 16, пункту 5 статьи 14 ФЗ-209, пункту 2 статьи 5 Закона Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области", Гражданскому кодексу Российской Федерации и Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Наличие платежных поручений, подтверждающих целевое использование кредитных средств, является условием участия в программе развития и поддержки малого предпринимательства и гарантом реализации права субъекта на получение субсидирования процентной ставки по кредиту. При этом отсутствие платежных поручений не позволяет органу местного самоуправления достоверно убедиться в фактической передаче предпринимателем указанной суммы денежных средств продавцу транспортных средств, ставит под сомнение легитимность и обоснованность выплаты субсидии из местного бюджета.
В этой связи, суд полагает, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что в результате принятия оспариваемой нормы Положения о субсидировании, нарушены его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предприниматель не представил доказательств невозможности осуществления оплаты по сделке по приобретению транспортных средств в форме платежного поручения через банковский (расчетный) счет, не мотивировал суду уважительность причин заключения договоров купли-продажи транспортных средств от имени физического лица, а не индивидуального предпринимателя, а также отсутствие препятствий проведения расчетов безналичным путем, при том, что по заявленным данным, у предпринимателя имеется открытый расчетный счет в банке.
Положение о субсидировании в оспариваемой части не противоречит требованиям действующего федерального и регионального законодательства, имеющим большую юридическую силу, поскольку принято органом местного самоуправления в рамках компетенции и полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации.
С учетом совокупности установленных по делу обстоятельств, суд пришел к выводу, что заявитель не подтвердил несоответствие оспариваемой нормы муниципального нормативного правового акта иному федеральному закону или нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также не доказал факт нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Д.В. (ИНН <...>, ОГРН <...>) к администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области (ИНН 3437500793, ОГРН 1023405578646) отказать.
Признать подпункт "ж" пункта 2.4 раздела 2 Положения о субсидировании субъектов малого и среднего предпринимательства городского округа город Михайловка, утвержденного постановлением администрации городского округа город Михайловка Волгоградской области от 15.11.2012 г. № 2524 соответствующим частям первой и второй статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий судья
И.В.КУЛИК

Судьи
Е.В.ПОНОМАРЕВА
В.В.СТРЕЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------