Решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 26.02.2014 по делу N 2-49/2014 <О признании частично недействующей статьи 10 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальную должность главы администрации Нехаевского муниципального района, лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утв. решением Нехаевской районной Думы Волгоградской обл. от 28.10.2013 N 49/1>
НЕХАЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2014 г. по делу № 2-49/2014
Нехаевский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Ефремова Н.Н.,
при секретаре К.О.,
с участием заявителя прокурора Нехаевского района Волгоградской области Мусина Р.А., заинтересованных лиц: <данные изъяты> К.Т. (действующей на основании доверенности), представителя <данные изъяты> М.Г. (действующего на основании доверенности), заинтересованных лиц: ФИО2, ФИО4, ФИО15, ФИО9, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО3, ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления,
установил:
28.10.2013 Нехаевской районной Думой Волгоградской области принято решение № 49/1 которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих <данные изъяты> (далее - Положение).
Вновь принятым Положением признано утратившим силу ранее действовавшее Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденное решением Нехаевской районной Думы от 15.11.2010 № 17/8.
Согласно ст. 10 Положения, гражданам, которым назначена ежемесячная дополнительная пенсия к государственной пенсии в соответствии с Законом Волгоградской области "О дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственных служащих государственной службы Волгоградской области", решением <данные изъяты> "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность <данные изъяты> перерасчет пенсии осуществляется по нормам, предусмотренным настоящим Положением.
Прокурор Нехаевского района Волгоградской области обратился в суд заявлением о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления.
В обоснование заявленных требований указал, что ст. 10 Положения противоречит действующему законодательству, так как вновь принятым Положением установлены новые размеры пенсии за выслугу лет и порядок их исчисления, меньшие по сравнению с ранее действующими размерами, установленными решением <данные изъяты> от 15.11.2010 № 17/8, ст. 10 Положения, устанавливающая нормы о перерасчете пении по нормам, предусмотренным данным Положением, гражданам, которым назначена ежемесячная дополнительная пенсия к государственной пенсии в соответствии с Законом Волгоградской области "О дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственных служащих государственной службы Волгоградской области", решением Нехаевской районной Думы "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих <данные изъяты>", незаконно позволяет уменьшать размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы, и которым пенсия была назначена до принятия оспариваемого Положения, что ущемляет права граждан, являющихся получателями пенсии за счет бюджета Нехаевского муниципального района, и нарушает их право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Нехаевского района Волгоградской области Мусин Р.А. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их.
Представитель <данные изъяты> К.Т. (действующая на основании доверенности) в судебное заседание представила возражение в котором указала, что доплаты к трудовым пенсиям, выплачиваемые за счет местного бюджета, являются дополнительными выплатами и выплачиваются исходя из возможностей бюджета. Полагает, что решение вопросов о дополнительных выплатах лицам, замещавшим муниципальные должности, в том числе их отмене или снижении, находится в компетенции субъекта РФ и органов местного самоуправления, в связи с чем, оспариваемое распоряжение принято ими правомерно в пределах имеющихся полномочий.
Представитель <данные изъяты> М.Г. (действующий на основании доверенности) в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что решение № 49/1 от 28.10.2013, которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих <данные изъяты> принято <данные изъяты> в пределах своей компетенции с соблюдением требований федерального законодательства.
Заинтересованные лица - ФИО2, ФИО4, ФИО15, ФИО9, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО3, ФИО7 в судебном заседании заявленные требования поддержали и пояснили, что считают, что решение <данные изъяты> № 49/1 от 28.10.2013 которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих <данные изъяты> не соответствует закону, является незаконным, необоснованным, так как оспариваемый нормативный акт нарушает их права и влечет для них юридически значимые последствия в виде уменьшения размера пенсии.
Выслушав, прокурора Нехаевского района Мусина Р.А., заинтересованных лиц представителя <данные изъяты> К.Т., представителя <данные изъяты> М.Г., заинтересованных лиц - ФИО2, ФИО4, ФИО15, ФИО9, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО3, ФИО7, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Судом установлено, что решением <данные изъяты> от 15 ноября 2010 года № 17/8 утверждено Положение "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области" (л.д. 22 - 24).
28.10.2013 <данные изъяты> принято решение № 49/1 которым утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность <данные изъяты> (далее - Положение). Вновь принятым Положением признано утратившим силу ранее действовавшее Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области, утвержденное решением Нехаевской районной Думы от 15.11.2010 № 17/8.
Согласно ст. 10 Положения, гражданам, которым назначена ежемесячная дополнительная пенсия к государственной пенсии в соответствии с Законом Волгоградской области "О дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственных служащих государственной службы Волгоградской области", <данные изъяты> "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, <данные изъяты>", перерасчет пенсии осуществляется по нормам, предусмотренным настоящим Положением (л.д. 7 - 10).
Решение вступило в силу со дня его официального опубликования 06 ноября 2013 года (л.д. 11).
Принятие оспариваемого нормативного правового акта повлекло обращение в прокуратуру Нехаевского района граждан, являющихся получателями муниципальной пенсии, о защите их нарушенных социальных прав в области пенсионного обеспечения (л.д. 12 - 13).
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральный законодатель определил, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
При этом федеральным законодательством муниципальному служащему гарантировано пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно ст. 9.2 Областного закона от 11 февраля 2008 года № 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области" установлено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Размеры пенсии за выслугу лет лиц, замещающих государственные должности Волгоградской области определены статьей 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД (ред. от 22.10.2008) "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
Таким образом, пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальному служащему гарантировано федеральным и областным законодательством. Органам местного самоуправления областным законом предоставлено лишь право определять порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.
В то же время, органы местного самоуправления не вправе снижать уровень гарантий, установленных федеральным и областным законодательством, поскольку не обладают соответствующими полномочиями.
Следовательно, довод представителя <данные изъяты> о том, что доплаты к трудовым пенсиям, выплачиваемые за счет местного бюджета, являются дополнительными выплатами и выплачиваются исходя из возможностей бюджета, основан на неправильном толковании материального закона.
Положение "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района Волгоградской области", утверждено решением Нехаевской <данные изъяты> от 15.11.2010 № 17/8 во исполнение требований федерального и областного законодательства.
Отменив указанное Положение и приняв новое Положение, в котором ст. 10 гласит, что гражданам, которым назначена ежемесячная дополнительная пенсия к государственной пенсии в соответствии с Законом Волгоградской области "О дополнительном пенсионном обеспечении лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственных служащих государственной службы Волгоградской области", <данные изъяты> "Об утверждении Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, <данные изъяты>, перерасчет пенсии осуществляется по нормам, предусмотренным настоящим Положением, <данные изъяты> нарушила требования ст. ст. 23, 24 ФЗ "О муниципальной службе", ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 6 Закона Волгоградской области от 30.12.2002 № 778-ОД (ред. от 22.10.2008) "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", снизив гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, размер доплат к трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа местного самоуправления подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку ст. 10 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность <данные изъяты> утвержденного решением <данные изъяты> от 28 октября 2013 года № 49/1 противоречит федеральному законодательству, данный нормативный правовой акт в указанной части должен быть признан недействующим.
Учитывая, что с момента вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта ФИО2, ФИО4, ФИО15, ФИО9, ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО3, ФИО7 и другим гражданам, ранее замещавшим должности муниципальной службы, снижена выплата ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, а также с этого момента возник правовой пробел в регулировании данных правоотношений в муниципальном образовании "Нехаевский муниципальный район", ст. 10 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность <данные изъяты> утвержденная решением <данные изъяты> от 28 октября 2013 года № 49/1 должна быть признана в части недействующей с момента ее принятия.
Решение суда о признании недействующими указанного нормативного правового акта не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ и ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" по вступлению решения суда в законную силу официальный печатный орган муниципального образования "Нехаевский муниципальный район" обязан опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Нехаевского района Волгоградской области о признании недействующим в части нормативно-правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать недействующей, статью 10 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальную должность <данные изъяты>, утвержденного решением <данные изъяты> от 28.10.2013 № 49/1, в той части, в которой при правоприменении статьи в результате перерасчета допускается уменьшение размера пенсии за выслугу лет лицам, ранее замещавшим должности муниципальной службы Нехаевского муниципального района, и которым пенсия назначена, а размер пенсии установлен до принятия оспариваемого Положения в соответствии с Законом Волгоградской области и муниципальными нормативными правовыми актами Нехаевского муниципального района Волгоградской области, с момента ее принятия.
По вступлению решения суда в законную силу обязать официальный печатный орган муниципального образования "Нехаевский муниципальный район" опубликовать сообщение о принятом судом решении.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Волгоградском областном суде через Нехаевский районный суд Волгоградской области, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья
ЕФРЕМОВ Н.Н.
------------------------------------------------------------------