По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Волгоградского областного суда от 17.02.2014 по делу N 3-8/2014 <О признании недействующим раздела XIII приложения N 10 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 N 1318-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киквидзенский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями">



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2014 г. по делу № 3-8/2014

Волгоградский областной суд в составе
председательствующего судьи Ждановой С.В.,
при секретаре Б.С.,
с участием прокурора Волгоградской областной
прокуратуры Елансковой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Преображенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 № 1318-ОД (ред. от 20.07.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киквидзенский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями",

установил:

администрация Преображенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением, в котором просила признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению Закон Волгоградской области от 21.11.2006 № 1318-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киквидзенский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в части передачи из муниципальной собственности Киквидзенского муниципального района в собственность Преображенского сельского поселения имущества, предназначенного для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно: площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, общей площадью 20000 кв. м., с инвентарным номером 1110063, расположенной в стан. Преображенской Киквидзенского района Волгоградской области (раздел XIII приложение № 10).
В обоснование требований заявитель указал, что переданная в собственность Преображенского сельского поселения "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" фактически не существует, поскольку на ее месте находится "свалка". С указанной свалки на протяжении многих лет бытовые отходы не вывозятся. Полагает, что в собственность Преображенского сельского поселения фактически был передан объект, предназначенный для утилизации и переработки бытовых отходов. Однако указанные полномочия не входят в компетенцию сельского поселения.
Передача из муниципальной собственности Киквидзенского муниципального района в собственность Преображенского сельского поселения указанного имущества произведена в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Глава Преображенского сельского поселения А.Н. и представитель заявителя С.Ю., в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц - Волгоградской областной Думы и Киквидзенской районной Думы Волгоградской области, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суд не уведомили.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, заключения прокурора и при отсутствии оснований для признания явки указанных заинтересованных лиц обязательной по правилам части 4 статьи 246 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей заинтересованных лиц.

В ходе судебного заседания от 13 февраля 2014 года представитель Волгоградской областной Думы Б.В., действующий по доверенности, требования заявителя не признал, просил суд в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции привел доводы о том, что до принятия оспариваемого Закона области каких-либо разногласий в части согласования спорных объектов имущества между муниципальными образованиями Киквидзенский муниципальный район и Преображенское сельское поселение не возникло. Перечень передаваемого имущества, в состав которого вошла площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, был согласован между муниципальными образованиями. Указанная площадка относится к имуществу, необходимому поселению для выполнения полномочий, возложенных на него ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 4 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Кроме того, оспариваемый заявителем в части Закон принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, процедура принятия названного нормативного правового акта Волгоградской областной Думой нарушена не была.
Представитель Правительства Волгоградской области С.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против заявленных требований возражал, привел доводы, аналогичные доводам представителя Волгоградской областной Думы.
Представитель администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Р.А. против заявленных требований возражал. В обоснование возражений пояснил, что при передаче имущества из муниципальной собственности Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в собственность Преображенского сельского поселения такого объекта, как "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов", не было. Преображенскому сельскому поселению был передан земельный участок с кадастровым номером и функциональным назначением - "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов". Указанная площадка необходима заявителю для реализации своих полномочий по организации сбора бытовых отходов. Кроме того, Р.А. полагает необходимым в удовлетворении заявления отказать, поскольку заявителем, в нарушении главы 24 ГПК РФ, не указано, какие права администрации Преображенского сельского поселения были нарушены оспариваемым актом, какому закону, имеющему высшую юридическую силу, он противоречит.
Выслушав объяснения заявителя, его представителя, представителей заинтересованных лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Елансковой Л.Ф., полагавшей заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, Волгоградский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 251 ГПК РФ с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться орган местного самоуправления, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена его компетенция.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с положениями статей 83 и 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до 1 января 2009 года был установлен переходный период, в течение которого между муниципальными образованиями должно быть произведено перераспределение имущества в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) и Законом Волгоградской области от 12 января 2006 г. № 1188-ОД "Об основных направлениях по разграничению объектов муниципальной собственности между поселениями и муниципальным районом".

Частью 11. ст. 154 названного Федерального закона в целях обеспечения выполнения требований ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со ст. 50 упомянутого Федерального закона.
Во исполнение указанных положений федерального законодательства 21.11.2006 года Волгоградская областная Дума приняла, а 27.11.2006 года Глава Администрации Волгоградской области подписал Закон Волгоградской области № 1318-ОД "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киквидзенский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Указанный Закон опубликован в издании "Волгоградская правда", № 224, 01.12.2006 (спецвыпуск 1) и вступил в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования. В настоящее время Закон действует в редакции Закона Волгоградской области от 20.07.2012 № 87-ОД.
Статьей 1 Закона области № 1318-ОД были утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Киквидзенского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований.
Приложение № 10 к Закону представляет собой Перечень объектов муниципального имущества, находящихся в процессе разграничения в собственности Киквидзенского муниципального района, но не отнесенных законодательством Российской Федерации к видам имущества, которое может находиться в собственности Киквидзенского муниципального района, и по указанным причинам передаваемых Киквидзенским муниципальным районом в порядке разграничения в собственность Преображенского сельского поселения.
В соответствии с разделом XIII приложения № 10 к Закону Волгоградской области № 1318-ОД от 27.11.2006 г. "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киквидзенский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями" в собственность Преображенского сельского поселения было передано имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а именно площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, площадью 20000 кв. м., с инвентарным номером 1110063, расположенная в стан. Преображенской Киквидзенского района Волгоградской области.
Вышеприведенное положение Закона области противоречит требованиям федерального законодательства, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Из пункта 2.5 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (СанПиН 2.1.7.1322-03) следует, что объектом размещения отходов также считаются открытые площадки или специализированные помещения, на которых производится временное хранение отходов, в том числе в целях их последующей утилизации.
Свидетель ФИО в судебном заседании показал, что он работает в администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области в должности заместителя начальника по сельскому хозяйству и продовольствию и является жителем Преображенского сельского поселения. Ему известно о том, что переданная в собственность заявителя площадка для временного хранения твердых бытовых отходов, на самом деле является свалкой, которая образовалась за несколько лет до передачи ее в собственность Преображенского сельского поселения. Свалка представляет собой земельный участок, без твердого покрытия и ограждения, на который жители поселения вывозят бытовые отходы. Указанные отходы администрацией Киквидзенского муниципального района не вывозятся и не утилизируются.
В судебном заседании судом было установлено, что объект, переданный Преображенскому сельскому поселению в муниципальную собственность под наименованием "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов", является отведенным местом для складирования отходов производства и потребления населения Преображенского сельского поселения и фактически выполняет функцию свалки, находится за пределами населенного пункта. Отходы, размещенные на свалке, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что переданная Преображенскому сельскому поселению в муниципальную собственность "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" по своему функциональному назначению является свалкой.
Вместе с тем в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В судебном заседании глава Преображенского сельского поселения А.Н. пояснил, что Преображенское сельское поселение надлежащим образом исполняет свои обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, контролируя складирование мусора жителями поселения на свалке. Сельским поселением заключаются договора с организациями на вывоз твердых бытовых отходов. Кроме того, до передачи спорного имущества в собственность сельского поселения, на месте указанной площадки более 20 лет находилась свалка. Также, указанная площадка не соответствует требованиям законодательства, поскольку у нее отсутствует твердое покрытие, ограждение, навес, автономные системы очистки.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что передача названных объектов в муниципальную собственность Преображенского сельского поселения является незаконной и противоречит приведенному выше федеральному законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Представителями Волгоградской областной Думы и Правительства Волгоградской области не были представлены суду доказательства того факта, что объект недвижимости, поименованный в оспариваемом Законе области как "площадка для временного хранения твердых бытовых отходов" на момент принятия оспариваемого Закона использовалась Киквидзенским муниципальным районом именно по указанному функциональному назначению. Доводы заявителя о том, что названная площадка используется в качестве свалки более 20 лет, опровергнуты не были.
Доводы представителя заинтересованного лица администрации Киквидзенского муниципального района Волгоградской области Р.А. об отсутствии у заявителя правовых оснований для оспаривания Закона, являются несостоятельными, поскольку оспариваемым нормативно-правовым актом в указанной части, в нарушение федерального законодательства, в собственность Преображенского сельского поселения передано имущество, не предназначенное для осуществления вопросов местного значения.
Ссылка представителя Волгоградской областной Думы и представителя Правительства Волгоградской области на то, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят в пределах компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, а процедура принятия названного акта нарушена не была, при передаче площадки для временного хранения твердых бытовых отходов муниципальному образованию Преображенское сельское поселение от последнего каких-либо возражений не поступало, существенного правового значения не имеют, поскольку при разрешении заявленных требований с достоверностью установлено наличие противоречий оспариваемых норм требованиям федерального законодательства, что в силу положений ч. 2 ст. 253 ГПК РФ является безусловным основанием для признания нормативного правового акта в части недействующим.
С учетом того, что оспариваемая норма Закона области действовала в течение длительного времени, Волгоградский областной суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление администрации Преображенского сельского поселения Киквидзенского муниципального района Волгоградской области о признании не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению в части Закона Волгоградской области от 27.11.2006 № 1318-ОД (ред. от 20.07.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киквидзенский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями", - удовлетворить.
Признать не соответствующим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу раздел XIII приложения № 10 к Закону Волгоградской области от 27.11.2006 № 1318-ОД (ред. от 20.07.2012) "О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Киквидзенский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями".
Сведения о принятом судебном акте опубликовать в печатном издании "Волгоградская правда" по вступлении решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья
ЖДАНОВА С.В.

Решение в окончательной форме
принято 20 февраля 2014 года


------------------------------------------------------------------