По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.02.2014 по делу N 33-2235/2014 <Об оставлении без изменения решения Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 03.12.2013, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующей части 1 пункта 1.2 решения Новоаннинской районной Думы Волгоградской обл. от 25.07.2013 N 24/228 "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года N 14/114 "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области ">



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу № 33-2235/2014

Судья - Костянова С.Н. дело № 33-2235/2014
19 февраля 2014 года в городе Волгограде судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Балашовой И.Б., Кравцовой Е.В.
при секретаре П.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области - Стрельниковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет
по апелляционной жалобе М., К., Д., Н., Б., Л., С., А.
на решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 03 декабря 2013 года, которым постановлено:
"Исковое заявление М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части и обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет,- удовлетворить частично.
Обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. с 01 июля 2013 г. по 31 августа 2013 г. включительно на основании "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области (новая редакция)", утвержденного решением Новоаннинской районной Думы № <...> от 28 февраля 2012 года, в редакции от 27 сентября 2012 г.
В удовлетворении исковых требований М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения Новоаннинской районной Думы Волгоградской области № <...> от 25 июля 2013 года "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 г. № <...> "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области" (новая редакция) в части 1 пункта 1.2 "Статья 6 Размеры пенсии за выслугу лет и ее исчисление" слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" - отказать".
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Захаровой Т.А., выслушав К., С., представителя истца Б. - по доверенности Е., поддержавших доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров - Стрельникову В.В., возражавшую против ее удовлетворения, судебная коллегия

установила:

М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. обратились в суд с иском к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области и Новоаннинской районной Думе Волгоградской области о признании незаконным и отмене нормативного акта в части, обязать произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
С учетом уточненных требований указали, что являются получателями пенсии за выслугу лет как лица, замещавшие муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области.
25 июля 2013 года Новоаннинской районной Думой Волгоградской области было принято решение № <...> "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года № <...> "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области" (новая редакция), а именно ст. 6 Положения, в соответствии с которой, пенсия за выслугу лет стала исчисляться за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо по инвалидности, установленных в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ".

Считают указанное решение незаконным в части 1 пункта 1.2 о внесении изменения в ст. 6 "Положения", так как указанные в преамбуле "Положения" нормативные акты: Устав Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, Положение о муниципальной службе в Новоаннинском районе, Закон Волгоградской области № 1626-ОД от 11.02.2013 г. "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", не содержат указаний об определении размера государственной пенсии муниципального служащего, то есть уменьшении пенсии, применяя за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо по инвалидности.
Статья 24 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" предусматривает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ.
Ранее "Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области", содержало требование об исчислении размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии или пенсии по инвалидности, однако 27 сентября 2012 года Новоаннинской районной Думой на основании решения № <...> были внесены изменения, где был определен размер государственной муниципальной пенсии без вычета страховой части трудовой пенсии или пенсии по инвалидности.
После принятия оспариваемого решения размер пенсии за выслугу лет существенно уменьшился.
Просили суд отменить решение Новоаннинской районной Думы Волгоградской области № <...> от 25 июля 2013 года "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года № <...> "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области" (новая редакция) в части 1 пункта 1.2 слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" и обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом изменений, начиная с 01 июля 2013 года.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. оспаривают законность и обоснованность решения в части отказа в удовлетворении исковых требований, просят в указанной части отменить. В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями, содержащимися в ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно пункту 12 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях, согласно которой законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у него финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает (определения от 11.05.2006 № 88-О, от 03.04.2007 № 332-О-П, от 15.01.2008 № 107-О-О и № 108-О-О).
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, решением Новоаннинский районной Думы Волгоградской области № <...> от 28 февраля 2012 года утверждено Положение о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в новой редакции, согласно приложению, которое устанавливает в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Волгоградской области от 11.02.2008 года № 1626-ОД "О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области", ст. 29 Устава Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, Положением о муниципальной службе в Новоаннинском муниципальном районе Волгоградской области, утвержденным решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от 31.10.2007 года № <...> порядок ее назначения и размер.
Решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от 27.09.2012 № <...> "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года № <...> "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области" в статье 6 в пункте 1 в абзаце первом слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации" были исключены.
Решением Новоаннинской районной Думы Волгоградской области от 25.07.2013 № <...> "О внесении изменений в решение Новоаннинской районной Думы от 28 февраля 2012 года № <...> "О Положении о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области", статья 6 была изложена в новой редакции, из которой следует, что пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа муниципальной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Положения, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации".
М., К., Д., Н., Б., Л., С. и А. являются получателями пенсии за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в соответствии с указанным Положением.
В соответствии со ст. 5 "Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области - пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты к пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин независимо от возраста, в котором лица, указанные в пункте 2 статьи 3 настоящего Закона, были уволены с муниципальной службы Волгоградской области или освобождены от муниципальных должностей.
Законом Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД (в редакции от 28.12.2009 № 1977-ОД) "О пенсионном обеспечении за выслугу лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области", установлены основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность Губернатора Волгоградской области (главы администрации Волгоградской области), государственных гражданских служащих Волгоградской области и лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области, порядок ее назначения и размер (в ред. Законов Волгоградской области от 10.01.2006 № 1181-ОД, от 08.06.2010 № 2051-ОД, от 26.11.2013 № 161-ОД).

Законом Волгоградской области от 22.04.2012 года № 41-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 30 декабря 2002 года № 778-ОД "О пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших государственную должность главы администрации Волгоградской области, лиц, замещавших государственные должности Волгоградской области и должности государственной гражданской службы Волгоградской области" внесены изменения в ч. 1 абз. 1 ст. 6, из которой следует, что лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Волгоградской области, пенсия за выслугу лет устанавливается при наличии стажа государственной службы, установленного пунктом 3 статьи 5 настоящего Закона, в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Волгоградской области. Слова "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" или государственной пенсии, назначенной в соответствии с федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О занятости населения в РФ", были исключены.
Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. в части признания незаконным и отмене в части 1 пункта 1.2 статьи 6 Положения, слов "за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", или государственной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О занятости населения в Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований, органы местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия доплат к пенсии за выслугу лет муниципальным служащим. Решение вопросов о дополнительных выплатах к пенсиям лицам, замещавшим на постоянной основе муниципальные должности, отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
Следовательно, часть 1 пункта 1.2 статьи 6 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в части установления размера пенсии за выслугу лет за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости, либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, или государственной пенсии, не ухудшает положения истцов, а установление размера такой пенсии за выслугу лет является правом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не были учтены требования ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права.
Федеральный законодатель в части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного гражданского служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего. Это законоположение, находящееся в системном единстве с пунктом 6 статьи 5 данного Федерального закона, направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. Следовательно, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Само по себе такое правовое регулирование, связанное с установлением лишь общего принципа пенсионного обеспечения муниципальных служащих, не предопределяет конкретное содержание публично-правовых обязательств муниципальных образований по установлению и выплате муниципальным служащим пенсий за выслугу лет и, соответственно, не может рассматриваться как предполагающее введение несовместимых с Конституцией Российской Федерации ограничений конституционных прав местного самоуправления.
Институт муниципальной службы, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7), так и Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (часть 1 статьи 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны исковым требованиям М., К., Д., Н., Б., Л., С., А., не содержат правовых оснований для отмены решения суда, сводятся к изложению их позиции, являвшейся предметом исследования суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств и не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 03 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М., К., Д., Н., Б., Л., С., А. - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи


------------------------------------------------------------------