По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Волгоградского областного суда от 14.02.2014 по делу N 3-6/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.1.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утв. постановлением Администрации Волгоградской обл. от 22.08.2011 N 469-п>



ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2014 г. по делу № 3-6/2014

Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гайдарова М.Б.,
при секретаре судебного заседания Б.
с участием:
прокурора Волгоградской
областной прокуратуры Бецковой И.Б.,
представителя заявителей Ч.
представителя Правительства
Волгоградской области С.
представителя министерства
по управлению государственным имуществом
Волгоградской области Г.
представителя комитета земельных ресурсов
администрации городского округа - город Волжский Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 14 февраля 2014 г. гражданское дело по заявлению О. и Ж. о признании недействующим п. 2.1.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 г № 469-п,

установил:

Постановлением от 22 августа 2011 г. № 469-п Администрации Волгоградской области утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", № 162, 31.08.2011.
Указанное постановление действует в редакциях постановлений Правительства Волгоградской области от 27.04.2012 № 45-п, от 26.06.2012 № 141-п, от 10.07.2012 № 218-п, от 18.09.2012 № 380-п, от 11.12.2012 № 557-п, от 26.12.2012 № 638-п, от 19.03.2013 № 117-п, от 25.04.2013 № 210-п, от 08.07.2013 № 331-п, от 08.07.2013 № 332-п, от 23.09.2013 № 490-п).
Постановлением Правительства Волгоградской области от 18 сентября 2012 года № 380-п "О внесении изменения в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 года № 469-п "Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области (в ред. постановления Правительства Волгоградской обл. от 29.01.2013 № 31-п) внесено изменение, дополнив пункт 2.1 подпунктом 2.1.5 следующего содержания:
"2.1.5. Размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, за исключением земельных участков, указанных в абзаце первом подпункта 2.1.4, увеличивается в два раза в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.".
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Волгоградская правда", № 178, 26.09.2012. Изменения, внесенные постановлением Правительства Волгоградской обл. от 29.01.2013 № 31-п, вступили в силу с 29 января 2013 года.
О. и Ж. обратились в Волгоградский областной суд с заявлением о признании недействующим подпункта 2.1.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, полагая, что он противоречит п. 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 7 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации. Кроме того, заявители просили о возмещении судебных расходов за услуги представителя в размере 7500 руб. в пользу каждого.
В обоснование требования заявители указали, что являются арендаторами земельного участка под незавершенным строительством зданием птичника, находящегося в их общей долевой собственности по адресу: <...>, по договору аренды от 07.06.2007 года № 4953-аз. Срок договора аренды установлен с 16.01.2006 по 16.01.2055 г. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В связи с внесением в указанный нормативный правовой акт подпункта 2.1.5 постановлением Правительства Волгоградской области от 18.09.2012 № 380-п, заявителями получено уведомление об увеличении арендной платы за земельный участок с 10.05.2013 года, которая стала составлять соответственно в год: для О. - <.......>., для Ж. - <.......>. Увеличение в сравнении с предыдущим периодом произошло в 4,5 раза, что по мнению заявителей нарушает их права и законные интересы.
В судебное заседание заявители не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.
Представитель заявителей по доверенности Ч. требования заявителей поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным доводам и основаниям.
Представитель правительства Волгоградской области С., возражал по доводам заявления, указав, что нормативный акт принят в пределах компетенции правительства Волгоградской области, оспариваемая норма является стимулирующей, введена в целях обеспечения эффективного использования земельных участков арендаторами, не противоречит федеральному законодательству, принята в соответствии с полномочиями, предоставленными субъекту Российской Федерации пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ.
Представитель министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области Г., и представитель комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Р. поддержали указанную позицию.
Выслушав мнение представителя заявителей, возражения представителей Правительства Волгоградской области, министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, комитета земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский, заключение прокурора, полагавшего требования заявителей необоснованными, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом установлено следующее.
О. и Ж. являются арендаторами земельного участка под незавершенным строительством зданием птичника, находящегося в их общей долевой собственности по адресу: <...>, по договору аренды от 07.06.2007 года № 4953-аз. Срок договора аренды установлен с 16.01.2006 по 16.01.2055 г. Договор зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно дополнительного соглашения № 3\а-2 от 15.02.2012 г. размер арендной платы с 01.01.2012 г. составлял для О. в месяц - <.......>.; в год - <.......>. (л.д. 15)
Ж. стал стороной договора аренды земельного участка на основании договора купли-продажи долей в строении с передачей прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 25.05.2012 г. (л.д. 9 - 17, 137)
16 и 30 октября 2013 г. на имя О. и Ж. поступили уведомления об изменении арендной платы с повышающим коэффициентом 2 на основании п\п 2.1.5 Порядка утвержденного постановлением от 22 августа 2011 г. № 469-п Администрации Волгоградской области. (л.д. 16, 47, 17). Арендная плата с 10.05.2013 г. стала составлять: для О. в месяц - <.......>.; в год - <.......>., для Ж. в месяц - <.......>.; в год - <.......>.
В соответствии пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; разграничения государственной собственности; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.
Пунктом "5" статьи 32 Устава Волгоградской области установлено, что Правительство Волгоградской области управляет и распоряжается собственностью Волгоградской области в соответствии с законами Волгоградской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Волгоградской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, из анализа приведенного выше законодательства следует, что правительство Волгоградской области, реализуя полномочия, предоставленные субъекту Российской Федерации федеральным законодательством, вправе принимать оспариваемый нормативный правовой акт по установлению порядка определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Волгоградской области.
Абзац 4 пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает применение повышающего коэффициента к арендной плате. В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Однако, оспариваемые заявителями положения подпункта 2.1.5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п, не противоречат вышеприведенной норме Земельного кодекса Российской Федерации и п. 7 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, поскольку они не допускают применение повышающего коэффициента 2 к ставке арендной платы при исчислении арендной платы за земельный участок, предоставленный для жилищного строительства.
Из анализа исследованных судом обстоятельств, доводов сторон, следует, что оспариваемая норма введена в качестве стимулирующего фактора в целях защиты публично-правовых интересов от недобросовестного использования арендаторами земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспариваемая норма - п. 2.1.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 г № 469-п, не препятствует заявителям согласовать с арендодателем сроки строительства, условия их изменения, а при недостижении согласия, оспорить в судебном порядке требования арендодателя об уплате арендной платы в повышенном размере с учетом условий договора аренды.
При вышеизложенных обстоятельствах, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежат отклонению требования О. и Ж. в возмещении судебных расходов на представителя в размере 7500 руб. в пользу каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления О. и Ж. о признании недействующим п. 2.1.5 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22.08.2011 г № 469-п и взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.

Судья
М.Б.ГАЙДАРОВ


------------------------------------------------------------------