По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.02.2014 по делу N А12-29869/2013 "О прекращении производства по делу"



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2014 г. по делу № А12-29869/2013

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

Резолютивная часть определения объявлена 05.02.2014, полный текст определения изготовлен 07.02.2014.
Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Кулик Инны Васильевны, судей Пономаревой Елены Викторовны, Масловой Ирины Ивановны, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Першаковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (ИНН 3438001109 ОГРН 1023405764733) к комитету тарифного регулирования Волгоградской области (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048) об оспаривании нормативного правового акта с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области,
с участием в деле прокуратуры Волгоградской области
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" - Д. директор, распоряжение <...>, Г. доверенность <...>;
от ответчика - О. доверенность <...>;
от администрации - Л. доверенность <...>, К. доверенность <...>;
от прокуратуры Волгоградской области - Мжельская Н.С. прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, служебное удостоверение;

установил:

Муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" (далее - заявитель, МУП) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к комитету тарифного регулирования Волгоградской области (далее - ответчик, Комитет) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим: пункт 2 постановления министерства топлива энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области № 27/21 от 28.11.2012 г. "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Урюпинск Волгоградской области в части утверждения тарифа на горячую воду согласно приложению № 2; пункт 3 постановления министерства топлива энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области № 27/21 от 28.11.2012 г. "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Урюпинск Волгоградской области; приложение № 2 к постановлению министерства топлива энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области № 27/21 от 28.11.2012 г. "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Урюпинск Волгоградской области, как несоответствующие Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520, постановлению Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в рассмотрении дела участвует администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Волгоградской области.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований, с учетом уточнений.
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области просит отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Администрация городского округа г. Урюпинск Волгоградской области поддерживает позицию заявителя.
Представитель прокуратуры полагает, что производство по делу по заявлению МУП "Тепловые сети" подлежит прекращению в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.
Исследовав материалы дела, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым в части постановлением утверждены тарифы на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" (население, бюджетные потребители, прочие потребители) из расчета платы в рублях за 1 кубический метр согласно приложению № 2.
Судом установлено, что ответчик при установлении тарифов на горячую воду руководствовался Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Во исполнение части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ, Правительством Российской Федерации было принято постановление Правительства 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Постановление № 520).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1149 "О внесении изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" Министерству регионального развития Российской Федерации в пункте 3 было предписано: по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой представить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации следующие проекты актов: о внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее - Правила № 306), предусматривающих, в том числе, порядок установления норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения; о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила № 354), предусматривающих, в том числе, порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению исходя из тарифов на горячую воду, установленных с учетом изменений, утвержденных настоящим постановлением.
Руководствуясь вышеуказанными нормативными правовыми актами, министерством (в настоящее время - комитет тарифного регулирования) было принято постановление от 28.11.2012 № 27/21 "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Урюпинск Волгоградской области" которым на 2013 год были утверждены два вида тарифов для потребителей:
- тарифы на горячую воду (приложение № 2);
- двухкомпонентные тарифы на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения (приложение № 3).
Поскольку на момент принятия оспариваемого постановления на федеральном уровне указанные в постановлении Правительства № 1149 от 08.11.2012 г. поручения Минрегионом не были реализованы, то приложение 3 к постановлению вводилось в действие с отлагательным условием: с даты вступления в силу постановления Министерства, утверждающего норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющий расход тепловой энергии на подогрев в целях горячего водоснабжения. В течение 2013 года приложение № 3 в силу не вступило и применению подлежали тарифы, установленные в приложении № 2 к постановлению.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя: плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Судом учитывается, что Правила № 306 и Правила № 354 регулируют отношения, связанные с потреблением коммунальных услуг, возникающих в жилищной сфере.
Согласно п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее именуются - Правила № 354) при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 13 Правил № 354).
В соответствии пунктом 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, единицей измерения нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению является: в жилых помещениях - куб. метр на 1 человека; на общедомовые нужды - куб. метр на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" под организацией коммунального комплекса в сфере водоснабжения, понимается юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения
В соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организации коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, тарифы на горячую воду устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения). При этом, пунктами 48 и 49 Основ ценообразования предусмотрено установление двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования, тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Аналогичные положения закреплены в Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства № 406 от 13.05.2013 г. (пункт 88 раздел XI).
Таким образом, подведомственность дел об оспаривании нормативных правовых актов, принятых органами регулирования субъектов Российской Федерации по установлению тарифов на горячую воду, определяется положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, постановлением Правительства № 406 от 13.05.2013 г.
В соответствии с частью 1 пункта 1.1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения заявителя в Арбитражный суд) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда (часть 4 введена Федеральным законом от 07.06.2013 № 126-ФЗ).
Вместе с тем, вышеуказанными федеральным законом и нормативными правовыми актами, к подведомственности арбитражного суда не отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов органов регулирования, устанавливающих тарифы на горячую воду для потребителей ресурсоснабжающих организаций, следовательно, данный спор неподведомственен арбитражному суду.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.
При этом, согласно абзаца 3 пункта 2.3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 58, если федеральным законом рассмотрение споров в определенной сфере правового регулирования, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов, отнесено к компетенции только арбитражного суда и не указаны лица, которые могут обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением (например, статья 36 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"), в силу положений части 3 статьи 27, пункта 5 части 1 статьи 29 АПК РФ, а также норм соответствующих федеральных законов такие споры (дела) подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от статуса заявителя.
Однако, в соответствии со статьей 17 Закона № 210-ФЗ, к подведомственности арбитражных судом отнесены только дела по соответствующим заявлением федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органа регулирования субъектов Российской Федерации по установлению предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса об оспаривании нормативных правовых актов в указанной области, принятых органом регулирования субъекта Российской Федерации и органом регулирования муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела представитель МУП "Тепловые сети" пояснил, что с заявлением в суд общей юрисдикции об оспаривании постановления министерства топлива энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области № 27/21 от 28.11.2012 г., предприятие не обращалось.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2.5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 г. № 58, если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.
Таким образом, заявление в силу положений ст. ст. 27, 29, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 статьи 150, статьей 151 АПК РФ, арбитражный суд,

определил:

Прекратить производство по делу № А12-29869/2013 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (ИНН 3438001109 ОГРН 1023405764733) к комитету тарифного регулирования Волгоградской области (ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048) о признании недействующим: пункт 2 постановления министерства топлива энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области № 27/21 от 28.11.2012 г. "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Урюпинск Волгоградской области в части утверждения тарифа на горячую воду согласно приложению № 2; пункт 3 постановления министерства топлива энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области № 27/21 от 28.11.2012 г. "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Урюпинск Волгоградской области; приложение № 2 к постановлению министерства топлива энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области № 27/21 от 28.11.2012 г. "Об установлении тарифов на горячую воду для потребителей МУП "Тепловые сети" городского округа город Урюпинск Волгоградской области, как несоответствующие Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520, постановлению Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" (ИНН 3438001109 ОГРН 1023405764733) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Определение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через Арбитражный суд Волгоградской области в установленном законом порядке.

Председательствующий судья
И.В.КУЛИК

Судьи
Е.В.ПОНОМАРЕВА
И.И.МАСЛОВА


------------------------------------------------------------------