Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 14.01.2014 N 27н "На приказ министерства здравоохранения Волгоградской области от 08 октября 2013 г. N 2682 "Об утверждении административного регламента министерства здравоохранения Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по присвоению или подтверждению квалификационной категории специалистам, работающим в системе здравоохранения Волгоградской области"
Направлено письмом от 15 января 2014 г. № 34/02-145
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 января 2014 г. № 27н
НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 08 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 2682 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
УСЛУГИ ПО ПРИСВОЕНИЮ ИЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ СПЕЦИАЛИСТАМ, РАБОТАЮЩИМ В СИСТЕМЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства здравоохранения Волгоградской области от 08 октября 2013 г. № 2682 "Об утверждении административного регламента министерства здравоохранения Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по присвоению или подтверждению квалификационной категории специалистам, работающим в системе здравоохранения Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент министерства здравоохранения Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по присвоению или подтверждению квалификационной категории специалистам, работающим в системе здравоохранения Волгоградской области (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 22.10.2013 № 284-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 182-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 23.07.2013 № 251-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции от 27.09.2013 № 253-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 18.12.2012 № 1334);
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде" (в редакции от 28.12.2011 № 2415-р);
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.07.2009 № 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (в редакции от 26.12.2011 № 1644н);
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.04.2013 № 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 24.10.2013 № 128-ОД);
- постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.10.2012 № 413-п);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.05.2012 № 267 "Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Волгоградской области" (в редакции от 07.03.2013 № 208).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1, абзацем 4 пункта 12 и пунктом 13 Порядка и сроков прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории, утвержденных приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.04.2013 № 240н, установлено, что порядок и сроки прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории (далее - аттестация и Порядок соответственно) определяют правила прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации и распространяются на специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, специалистов с высшим профессиональным образованием, осуществляющих медицинскую и фармацевтическую деятельность.
Для проведения аттестации специалистов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации создаются территориальные аттестационные комиссии.
Аттестационные комиссии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также настоящим Порядком.
Согласно пункту 13 Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, относится присвоение, подтверждение или снятие квалификационных категорий специалистов, работающих в системе здравоохранения Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Абзацем 5 части 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство здравоохранения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.05.2012 № 267, министерство здравоохранения Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения министр издает приказы Министерства.
Таким образом, издание исследуемого нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию министерства здравоохранения Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно части 8 пункта 3.4 анализируемого Регламента решение Экспертной группы об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается по следующим основаниям:
- наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
- неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.
Вместе с тем абзацем 3 пункта 27 приказа министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.04.2013 № 240н "О Порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории" решение Экспертной группы об отказе в присвоении специалисту квалификационной категории принимается по следующим основаниям:
наличие в заключении на отчет отрицательной оценки теоретических знаний или практических навыков специалиста, необходимых для получения заявляемой им квалификационной категории;
наличие неудовлетворительной оценки по итогам тестового контроля знаний;
неявка специалиста для прохождения тестового контроля знаний или собеседования.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству, заключается в установлении неполного перечня оснований для отказа в присвоении специалисту квалификационной категории.
Также в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В абзаце 9 пункта 1.4.5 анализируемого Регламента указано, что образец заявления - приложение № 2 к административному регламенту.
Вместе с тем, указанный образец заявления содержится в приложении № 3.
2. В абзаце 3 части 1 пункта 2.5.1 исследуемого Регламента определено, что образец аттестационного листа содержится в приложении № 1.
Вместе с тем указанный образец аттестационного листа содержится в приложении № 2.
3. В разделе 2 Регламента нарушена нумерация структурных единиц.
Так, после пункта 2.3.1 следует пункт 2.3.3.
Текст анализируемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 23 октября 2013 г. № 2682.
Вывод: приказ министерства здравоохранения Волгоградской области от 08 октября 2013 г. № 2682 "Об утверждении административного регламента министерства здравоохранения Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по присвоению или подтверждению квалификационной категории специалистам, работающим в системе здравоохранения Волгоградской области" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству, выявленные нарушения правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------