Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 14.01.2014 N 26н "На Закон Волгоградской области от 11 июня 2008 г. N 1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" "
Направлено письмом от 15 января 2014 г. № 34/02-144
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОВТОРНОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 14 января 2014 г. № 26н
НА ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11 ИЮНЯ 2008 Г. № 1694-ОД
"О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕДАКЦИИ
ОТ 26 ЯНВАРЯ 2010 Г. № 1986-ОД, ОТ 18 ОКТЯБРЯ 2010 Г.
№ 2102-ОД, ОТ 10 ИЮНЯ 2011 Г. № 2192-ОД, ОТ 11 ИЮЛЯ 2011 Г.
№ 2199-ОД, ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2011 Г. № 2231-ОД,
ОТ 29 НОЯБРЯ 2011 Г. № 2253-ОД,
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 2012 Г. № 166-ОД)
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 г. № 1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" (в редакции от 26 января 2010 г. № 1986-ОД, от 18 октября 2010 г. № 2102-ОД, от 10 июня 2011 г. № 2192-ОД, от 11 июля 2011 г. № 2199-ОД, от 12 октября 2011 г. № 2231-ОД, от 29 ноября 2011 г. № 2253-ОД, от 10 декабря 2012 г. № 166-ОД) (далее - Закон) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является изменение федерального законодательства.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон регламентирует деятельность органов государственной власти Волгоградской области, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов по составлению и рассмотрению проекта бюджета Волгоградской области и проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществлению контроля за их исполнением.
Предметом правового регулирования исследуемого Закона являются общественные отношения, регламентирующие деятельность органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета, утверждению и исполнению бюджета, контролю за его исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Налоговым кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 № 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 216-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части уточнения сроков составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов и отчетов об их исполнении" (в редакции от 07.05.2013 № 104-ФЗ);
- Уставом Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.
Абзацем 9 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Абзацем 2 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
Согласно пункту 3 статьи 26.13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
Следовательно, исследуемый Закон принят с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Волгоградская областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме закона.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Однако в тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 1 статьи 49 рассматриваемого Закона установлено, что отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Губернатору Волгоградской области.
Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года Правительство Волгоградской области представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда за отчетный финансовый год в контрольно-счетную палату Волгоградской области для его внешней проверки и подготовки заключения на него.
Между тем согласно пункту 5 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фондом и представляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ежегодно не позднее 15 апреля текущего года высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда в контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Устава Волгоградской области Правительство Волгоградской области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Волгоградской области.
Таким образом, несоответствие действующему законодательству заключается в превышении субъектом Российской Федерации компетенции в части наделения Губернатора Волгоградской области полномочиями Правительства Волгоградской области.
В исследуемом нормативном правовом акте выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В тексте рассматриваемого Закона используется понятие "долгосрочные областные целевые программы".
Однако Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" указанное понятие было заменено на "государственные программы".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 июня 2008 г. № 105.
Законы Волгоградской области от 26 января 2010 г. № 1986-ОД, от 18 октября 2010 г. № 2102-ОД, от 10 июня 2011 г. № 2192-ОД, от 11 июля 2011 г. № 2199-ОД, от 12 октября 2011 г. № 2231-ОД, от 29 ноября 2011 г. № 2253-ОД, от 10 декабря 2012 г. № 166-ОД, которыми внесены изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 03 февраля 2010 г. № 19, от 27 октября 2010 г. № 201, от 22 июня 2011 г. № 112, от 13 июля 2011 г. № 127, от 19 октября 2011 г. № 197, от 30 ноября 2011 г. № 225, от 19 декабря 2012 г. № 239.
Вывод: Закон Волгоградской области от 11 июня 2008 г. № 1694-ОД "О бюджетном процессе в Волгоградской области" (в редакции от 26 января 2010 г. № 1986-ОД, от 18 октября 2010 г. № 2102-ОД, от 10 июня 2011 г. № 2192-ОД, от 11 июля 2011 г. № 2199-ОД, от 12 октября 2011 г. № 2231-ОД, от 29 ноября 2011 г. № 2253-ОД, от 10 декабря 2012 г. № 166-ОД) не соответствует действующему федеральному законодательству в части наделения Губернатора Волгоградской области полномочиями Правительства Волгоградской области.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники, сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ
------------------------------------------------------------------