По датам

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Экспертное заключение Управления Минюста России по Волгоградской обл. от 13.01.2014 N 23н "На приказ министерства спорта Волгоградской области от 16 октября 2013 г. N 807 "Об утверждении административных регламентов министерства спорта Волгоградской области по предоставлению государственных услуг" "



Направлено письмом от 14 января 2014 г. № 34/02-77

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 13 января 2014 г. № 23н

НА ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2013 Г. № 807 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
РЕГЛАМЕНТОВ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 09 ДЕКАБРЯ 2013 Г. № 978)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства спорта Волгоградской области от 16 октября 2013 г. № 807 "Об утверждении административных регламентов министерства спорта Волгоградской области по предоставлению государственных услуг" (в редакции от 09 декабря 2013 г. № 978) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 09 декабря 2013 г. № 978 "О внесении изменения в приказ министерства спорта Волгоградской области от 16 октября 2013 г. № 807 "Об утверждении административных регламентов министерства спорта Волгоградской области по предоставлению государственных услуг".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены:
- административный регламент министерства спорта Волгоградской области "Присвоение в установленном порядке квалификационных категорий спортивным судьям" (далее - Регламент № 1);
- административный регламент министерства спорта Волгоградской области "Государственная аккредитация спортивных федераций Волгоградской области по видам спорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации" (далее - Регламент № 2);
- административный регламент министерства спорта Волгоградской области "Предоставление дополнительного материального обеспечения спортсменам, завоевавшим звания чемпионов и призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, и их тренерам в соответствии с нормативными правовыми актами Волгоградской области" (далее - Регламент № 3);
- административный регламент министерства спорта Волгоградской области "Присвоение спортивных разрядов спортсменам" (далее - Регламент № 4).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, направленные на предоставление государственных услуг с целью развития физической культуры и спорта на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 28.12.2013 № 445-ФЗ);
- Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в редакции от 02.07.2013 № 185-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 02.07.2013 № 188-ФЗ);
- приказом Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 21.11.2008 № 48 "Об утверждении Положения о Единой всероссийской спортивной классификации";
- приказом Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 27.11.2008 № 56 "Об утверждении Положения о спортивных судьях";
- приказом Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 20.02.2009 № 49 "Об утверждении Порядка государственной аккредитации региональных спортивных федераций, осуществляемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации" (в редакции от 23.06.2011 № 619);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 25.08.2012 № 852);
- Уставом Волгоградской области;
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.07.2007 № 1495-ОД "О физической культуре и спорте в Волгоградской области" (в редакции от 11.10.2013 № 125-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 № 22-ОД "О системе органов исполнительной власти в Волгоградской области" (в редакции от 24.10.2013 № 128-ОД);
- постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.03.2013 № 234 "Об утверждении Положения о министерстве спорта Волгоградской области";
- постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.10.2012 № 413-п).
Подпунктом "е" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации определено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что законодательство о физической культуре и спорте основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпунктам 6, 7 пункта 1 и пункту 8 статьи 8 названного Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относятся присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном Положением о Единой всероссийской спортивной классификации и Положением о спортивных судьях; реализация мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в субъектах Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр, чемпионов мира, чемпионов Европы, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.
Пункт 5 статьи 13 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации": по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Государственная аккредитация осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 7 Устава Волгоградской области систему органов государственной власти Волгоградской области образуют иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" министерство спорта Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве спорта Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.03.2013 № 234, министерство спорта Волгоградской области (далее именуется - Министерство) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в области физической культуры и спорта на территории Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 указанного выше Положения Министр издает приказы Министерства.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, в рассматриваемом Приказе выявлен коррупциогенный фактор, заключающийся в следующем.
Согласно пункту 2.4.1 раздела 2 Регламента № 1 общий срок предоставления государственной услуги по присвоению квалификационной категории спортивного судьи не должен превышать (30 календарных дней) семи рабочих дней со дня подачи заявления.
Таким образом, исходя из положений данной нормы не представляется возможным определить, каким именно сроком будут руководствоваться представители Министерства в процессе предоставления государственной услуги.
Указанное обстоятельство способствует проявлению коррупциогенных положений в части закрепления для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения, а именно установления неопределенности сроков и условий принятия решения должностными лицами Министерства (подпункт "а" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96).
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 2.2 раздела 2 Регламента № 1 установлено, что предоставление государственной услуги по присвоению квалификационных категорий спортивных судей осуществляет:
- "Спортивный судья Всероссийской категории" - Министерство спорта России;
- "Спортивный судья 1 категории" - министерство спорта Волгоградской области, отдел развития физической культуры, спортивного резерва и массового спорта (далее - отдел);
- "Спортивный судья второй категории", "Спортивный судья третьей категории", "Юный спортивный судья" - органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта муниципальных образований Волгоградской области (приказ Министерства от 27.11.13 № 938).
Между тем пунктом 7 статьи 22 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" установлено, что спортивные разряды и квалификационные категории спортивных судей (за исключением квалификационной категории спортивного судьи всероссийской категории) присваиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Таким образом, несоответствие действующему законодательству заключается во вторжении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в компетенцию федерального органа исполнительной власти в части наделения иных органов полномочиями по присвоению квалификационных категорий спортивных судей.
В тексте исследуемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В пунктах 2.2.1 раздела 2 Регламента № 1, 2.1.3 раздела 2 Регламента № 3 пропущен текст.
Так, слова "утвержденный нормативным Волгоградской области" необходимо заменить на "утвержденный нормативным правовым актов Волгоградской области".
2. Абзацы 3, 4, 5 подпункта 3.9.6 пункта 3.9 раздела 3 Регламента № 3 дублируют положения абзацев 6, 7, 8 подпункта 3.9.6 пункта 3.9 раздела 3 Регламента № 3.
3. В тексте исследуемого нормативного правового акта нарушена нумерация структурных единиц.
Так, после пункта 1.2 следует подпункт 1.2.2 раздела 2 Регламента № 4, после подпункта 3.5.4 следует подпункт 3.4.5 пункта 3.4 раздела 3 Регламента № 4.
4. Нормы рассматриваемого Приказа изложены без учета конституционного принципа равенства, из которого вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования.
4.1. Так, пунктом 2.6.1 раздела 2 Регламента № 1 установлено, что основанием для предоставления государственной услуги является обращение заявителя, направленное в министерство:
- лично заявителем;
- электронной почтой;
- на сайт министерства в форме электронного документа или электронного сообщения;
- на портал государственных и муниципальных услуг Волгоградской области;
- на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
4.2. Пунктом 2.8 раздела 2 Регламента № 2 установлен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении услуги.
Согласно пункту 2.1.1 раздела 2 Регламента № 2 наименование государственной услуги: государственная аккредитация спортивных федераций Волгоградской области по видам спорта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В пункте 3.5 раздела 3 Регламента № 2 также определены основания для принятия решения о приостановлении или об отзыве государственной аккредитации.
Между тем указанные пункты содержат разные основания для приостановления или отказа.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 8 пункта 3.4 раздела 3 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 25.07.2011 № 369-п, исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги должен быть закреплен в одном разделе - "Стандарт предоставления государственной услуги".
5. В пункте 2.1.12 раздела 2 Регламента № 3 дается ссылка на приложения № 1, 2, 3, в соответствии с которыми необходимо оформить документы, необходимые для получения государственной услуги.
Однако указанные приложения не прилагаются к указанному Регламенту.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 февраля 2013 г. № 18.
Приказ министерства спорта Волгоградской области от 09 декабря 2013 г. № 978, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 декабря 2013 г. № 237.
Вывод: приказ министерства спорта Волгоградской области от 16 октября 2013 г. № 807 "Об утверждении административных регламентов министерства спорта Волгоградской области по предоставлению государственных услуг" (в редакции от 09 декабря 2013 г. № 978) не соответствует действующему федеральному законодательству в части вторжения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в компетенцию федерального органа исполнительной власти.
Предлагаем устранить выявленные нарушения правил юридической техники и коррупциогенный фактор; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
М.А.КОЛЕСНИКОВ


------------------------------------------------------------------