Постановление Губернатора Волгоградской обл. от 14.01.2014 N 25 "Об утверждении концепции создания и развития промышленного парка "Волга" на территории Волгоградской области"
ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. № 25
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО
(ИНДУСТРИАЛЬНОГО) ПАРКА "ВОЛГА" НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. № 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 г. № 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области", а также постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 г. № 941 "О промышленном (индустриальном) парке "Волга" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую концепцию создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волга" на территории Волгоградской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
И.о. Губернатора
Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
Утверждена
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 14 января 2014 г. № 25
КОНЦЕПЦИЯ
СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО (ИНДУСТРИАЛЬНОГО) ПАРКА
"ВОЛГА" НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Введение
Концепция создания и развития промышленного (индустриального) парка "Волга" на территории Волгоградской области (далее именуется - Концепция) разработана во исполнение постановления Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2013 г. № 941 "О промышленном (индустриальном) парке "Волга", с учетом государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1535-р, Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. № 1538-р, Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД, Закона Волгоградской области от 07 мая 2013 г. № 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области".
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" объекты инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают в себя промышленные и индустриальные парки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2008 г. № 1778-ОД, развитие машиностроения отнесено к числу приоритетных секторов экономики региона, кроме того, названная стратегия направлена на модернизацию действующих производств, внедрение современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
Законом Волгоградской области от 07 мая 2013 г. № 41-ОД "О развитии промышленности на территории Волгоградской области" предусмотрено формирование инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности, к которой относится также создание промышленных и технологических парков.
Концепцией развития промышленности Волгоградской области до 2020 года, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 г. № 531-п, к числу наиболее вероятных "точек роста" промышленности региона отнесено формирование кластеров и создание индустриальных парков для размещения новых производств.
Промышленный (индустриальный) парк "Волга" на территории Волгоградской области (далее именуется - промышленный парк) имеет статус частного промышленного (индустриального) парка, управляющей компанией которого является юридическое лицо, в уставном капитале которого не участвуют Волгоградская область и муниципальные образования Волгоградской области.
Концепция определяет основные направления создания и развития промышленного парка.
2. Целесообразность, предпосылки и имеющиеся возможности
создания и развития промышленного парка, основные цели,
задачи создания и развития промышленного парка
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1535-р, определено, что в долгосрочной перспективе развитие автомобильной промышленности обусловлено необходимостью наполнить отечественный транспортный комплекс современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и безопасности.
Основные проблемы отрасли:
небольшой ассортимент выпускаемой продукции и низкие инвестиции в производство;
низкий объем производства и малые производственные мощности, технологическое отставание отрасли;
отсутствие современной автокомпонентной промышленности;
низкий уровень конкуренции на рынке комплектующих из-за малого присутствия международных автопроизводителей;
низкое качество комплектующих российских поставщиков при малом масштабе производства по моделям;
отсутствие последовательной тарифной и таможенной политики;
отсутствие особой политики стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и низкий объем ее финансирования;
несовершенство нормативного правового регулирования;
низкий уровень инвестиционной привлекательности российских предприятий;
низкий кадровый потенциал и производительность труда в отрасли.
По данным, приведенным в Государственной комплексной программе развития машиностроения Российской Федерации, подготовленной Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России", лидером в отрасли по выпуску продукции в Российской Федерации является автомобилестроение - на него приходится 27,4 процента совокупного выпуска. Доля химического и нефтехимического машиностроения - 6 процентов, машиностроения для легкой и пищевой промышленности - 2,4 процента, строительно-дорожного машиностроения - 2,1 процента, станкоинструментальной промышленности - 1,9 процента, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения - 1,8 процента, свыше 35 процентов выпуска приходится на оборонные и другие подотрасли.
Производство автобусов демонстрирует лучшую динамику среди всех видов автомобильного транспорта. Их выпуск в Российской Федерации по итогам первого полугодия 2013 г. вырос, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 51,3 процента (до 25,1 тыс. машин). При этом выпуск отечественных моделей вырос на 40 процентов (до 19,6 тыс. автобусов), иностранных марок - на 10,5 процента (до 4,8 тыс. единиц). Однако, несмотря на активную динамику производства, объем выпуска автобусов существенно отстает от докризисного уровня.
Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. № 1538-р, отмечено, что устойчивые конкурентные позиции в Южном федеральном округе сохраняет машиностроительный комплекс. Предприятия Южного федерального округа производят почти 19 процентов от общероссийского объема тракторов, 9 процентов экскаваторов, около 7 процентов легковых автомобилей.
Перспективы экономического развития Южного федерального округа при реализации базового сценария определяются такими факторами, как модернизация производства и технологический прорыв в машиностроении, развитие кластеров транспортного машиностроения, реализация ряда инновационных проектов, в том числе определенных как приоритетные.
Машиностроительный потенциал Южного федерального округа сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях. На их долю приходится 75 процентов общего выпуска продукции машиностроения Южного федерального округа. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими и даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции. К числу основных проблем развития указанной отрасли относятся высокий износ основных фондов (50 процентов и более) и недозагрузка мощностей по ряду производств. Производительность и заработная плата в машиностроении Южного федерального округа ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
Несмотря на существующие в настоящее время в отрасли проблемы, машиностроение должно стать одним из приоритетных направлений развития на территории Южного федерального округа, так как обладает значительным потенциалом для роста. Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность региона в указанной отрасли, являются уникальность существующих в нем машиностроительных предприятий и выпускаемых ими машин и оборудования, наличие квалифицированных кадров и достаточно высокий уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры.
Ростовская и Волгоградская области обладают наибольшей конкурентоспособностью для развития машиностроения.
Для успешного развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа приоритетом является реализация сценария инновационного развития, который характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий и производству высокотехнологичных видов продукции, повышению производительности труда и снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 г. № 1538-р, определено, что к числу основных механизмов реализации стратегии развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа относятся:
разработка и внедрение инвестиционных программ и проектов;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета в рамках федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа;
использование развитых финансовых инструментов, включая лизинг;
субсидирование платежей по кредитам.
В ассортиментном плане продукция машиностроительной отрасли Волгоградской области достаточно разнообразна и включает три основных направления: производство транспортных средств и оборудования, производство машин и оборудования и производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Согласно данным статистики в 2012 году в структуре машиностроительного комплекса Волгоградской области - 631 предприятие химического, нефтехимического машиностроения, судостроения, сельскохозяйственного машиностроения. На протяжении ряда лет в машиностроении Волгоградской области наблюдался уверенный рост, прерванный финансовым кризисом 2008 - 2009 годов.
Индекс промышленного производства по производству транспортных средств и оборудования в 2012 году составил 137,6 процента, в 2013 году ожидается 115 процентов, в 2014 году - 125 процентов, в 2015 году - 125 процентов.
В 2012 году объем отгруженных товаров собственного производства по чистому виду деятельности составил 3790,5 млн. рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года - 130,2 процента, индекс промышленного производства по полному кругу организаций - 107 процентов.
Среднемесячная заработная плата в 2012 году по крупным и средним организациям составила 27290 рублей (112,6 процента к соответствующему периоду 2011 года).
На территории Волгоградской области реализуется проект по строительству и развитию производства автобусов малого класса с законченным производственным циклом на территории городского округа город Волжский (срок реализации проекта - 2011 - 2015 годы), общий объем инвестиций - 650 млн. рублей, планируется создание 600 рабочих мест.
Создание промышленного парка позволит не только существенно повысить эффективность использования производственных мощностей, но и обеспечить условия для развития действующих и создания новых предприятий в области машиностроения и сопутствующих производств, привлечь в качестве резидентов как крупные компании, так и предприятия малого и среднего бизнеса.
Вместе с тем государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1535-р, определено, что конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности зависит от макроэкономической конъюнктуры, прежде всего от динамики реального курса рубля, налоговой нагрузки и инфраструктурных ограничений. Проблемы развития промышленных компаний обусловлены внутренними факторами: низкой инновационной активностью на уровне отдельной организации или предприятия, невысоким качеством менеджмента, а также низкими стимулами к реформированию и модернизации.
Таким образом, для минимизации имеющихся факторов как на макроэкономическом уровне, так и обусловленных внутренними причинами, необходимо создание условий для реализации имеющихся конкурентных преимуществ, а именно создание промышленных (индустриальных) парков с соответствующей инфраструктурой, а также развитие всех видов инфраструктуры (транспортной, энергетической, инженерной, социальной, научно-образовательной, финансовой и прочей), направленной на улучшение условий конкуренции и облегчение создания новых предприятий.
Основная идея Концепции предусматривает создание и развитие промышленного парка в целях повышения роста выпуска конкурентоспособной, высокотехнологичной и наукоемкой продукции путем формирования инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности и обеспечения ее функционирования, и в Волгоградской области имеются необходимые предпосылки и возможности для выполнения основной цели и задач Концепции.
Целью создания и развития промышленного парка является повышение инвестиционной привлекательности машиностроения, повышение темпов и обеспечение устойчивого экономического роста машиностроения в Волгоградской области, а также обеспечение комплексного подхода к размещению производительных сил на территории Волгоградской области.
Основные задачи функционирования промышленного парка:
повышение эффективности использования существующих производственных мощностей;
повышение доли производимой продукции с высокой добавленной стоимостью;
создание привлекательных условий для осуществления прямых инвестиций в размещение высокотехнологичных и конкурентоспособных производств;
модернизация имеющейся и создание новой инженерной инфраструктуры для всестороннего использования существующего производственного потенциала;
создание новых рабочих мест, повышение привлекательности инженерно-технических профессий, повышение квалификации руководителей промышленных предприятий и специалистов производственной сферы;
увеличение налогооблагаемой базы на территории региона;
привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность;
развитие межрегиональных и международных кооперационных связей в промышленной сфере;
увеличение доли производимой в Волгоградской области продукции, экспортируемой за пределы региона.
Основными принципами создания промышленного парка являются:
рациональность использования научно-промышленного потенциала Волгоградской области, природных и трудовых ресурсов;
сбалансированность, комплексность социально-экономического развития Волгоградской области;
социальное партнерство в сфере труда;
сотрудничество на условиях государственно-частного партнерства.
Создание промышленного парка позволит не только существенно повысить эффективность использования существующих производственных мощностей, но и обеспечить потенциальных резидентов, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, возможностью гарантированного сбыта производимой продукции. Кроме того, развитие промышленного парка позволит дополнительно создать высокопроизводительные рабочие места и обеспечить дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет Волгоградской области.
Географическая локализация резидентов промышленного парка, включая научные учреждения, производственную и образовательную базу, современные производственные объекты, имеет самостоятельную ценность вследствие сокращения временных, логистических и коммуникационных затрат. При этом необходимым условием участия в промышленном парке является готовность резидентов к совместным согласованным действиям по продвижению продукции и увеличению ее реализации по сравнению с самостоятельными действиями.
3. Основные конкурентные преимущества создания и развития
промышленного парка, прогнозная оценка перспектив
и направлений развития, анализ потребности резидентов,
специализация и зонирование промышленного парка
Значительным конкурентным преимуществом промышленного парка является как наличие земельных площадей с подведенными коммуникациями, так и готовность застраивать их быстровозводимыми зданиями. Кроме того, имеется возможность присоединить к земельным участкам промышленного парка с имеющимися производственными помещениями и объектами инфраструктуры участки земли, находящиеся в муниципальной собственности, не имеющие производственных помещений и объектов инфраструктуры.
Географическое расположение Волгограда позволяет рассматривать его как центр транспортных логистических коммуникаций Южного федерального округа. Близость города Волжского к Волгограду, наличие развитой сети железных и автомобильных дорог и других коммуникационных преимуществ создают значительный потенциал для привлечения предпринимателей как из Волгоградской области, так и из Ростовской и Воронежской областей.
Наличие перечисленных преимуществ позволяет рассматривать промышленный парк как элемент зоны территориального развития в городе Волжском и как ядро потенциального машиностроительного кластера регионального, а в дальнейшем и федерального уровня.
Компактное размещение производственных объектов позволит минимизировать расходы на инженерную подготовку территорий и обеспечить оптимальное использование земельных ресурсов.
Целенаправленное фокусирование на развитии среднего производственного бизнеса, сочетающееся с развитием крупного и малого бизнеса, поддержанное соответствующими действиями в сфере маркетинга, может стать уникальной особенностью как самого промышленного парка, так и Волгоградской области в целом.
Концепция реализуется через формирование следующих долгосрочных конкурентных преимуществ промышленного парка:
создание эффективной среды для развития малого и среднего производственного бизнеса в Волгоградской области;
формирование центра компетенций инновационного развития машиностроительной промышленности Российской Федерации (машиностроительный кластер);
производственное обучение и повышение квалификации кадров на базе создаваемого учебного центра.
Концепция должна реализовываться путем осуществления мероприятий, направленных на повышение эффективности использования существующих производственных мощностей и подготовку перспективных территорий для развития производственного сегмента промышленного парка, заключения резидентами промышленного парка соглашений о ведении промышленно-производственной и (или) технико-внедренческой деятельности, а также расширения количества резидентов, создающих высокотехнологичные и конкурентоспособные производства.
Для реализации цели и задач создания и развития промышленного парка необходимо осуществить инженерную подготовку территорий для размещения производственных объектов. Инфраструктура размещения производственного сегмента промышленного парка создается за счет внебюджетных средств.
Результаты государственно-частного партнерства в рамках проекта создания и развития промышленного парка (модернизация производства, инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса) являются достаточно весомыми предпосылками для следующего этапа социально-экономического развития города Волжского:
развития промышленного парка, предусматривающего дальнейшее развитие машиностроительного кластера;
создания новых рабочих высокопроизводительных мест малого, среднего и крупного бизнеса;
увеличения объемов промышленного производства;
повышения доходности производств;
получения бюджетного эффекта.
Промышленный парк в этих условиях может стать зоной развития не только малого бизнеса, импульсом для которого станет обслуживание на принципах аутсорсинга, но также в дальнейшем одним из специализированных центров технологического и промышленного развития кластерного типа, обеспечивая конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность Волгоградской области.
Активная модернизация производственных предприятий, осуществляющих деятельность на территории города Волжского в настоящее время, в перспективе приведет к значительному высвобождению персонала, увеличению резерва рабочей силы. С другой стороны, развитие малого и среднего бизнеса требует системной генерации коммерчески целесообразных и технически реализуемых проектов. При этом город Волжский обладает значительным потенциалом в сфере как высшего, так и среднего профессионального образования. Этот потенциал позволяет предусмотреть в рамках создания зоны территориального развития на базе промышленного парка реализацию проекта создания соответствующих научно-исследовательских, опытно-конструкторских и образовательных центров.
В целом на базе учебных центров крупных предприятий и образовательных организаций в городе Волжском может быть создан многопрофильный и многоуровневый образовательный комплекс, сотрудничающий с целым рядом заинтересованных образовательных организаций высшего образования и предприятий. Разнообразие предприятий, имеющихся в городе Волжском, уже в настоящий момент позволяет сочетать аудиторное и дистанционное обучение с активным участием обучающихся в производственных процессах. На базе промышленного парка могут быть созданы зоны производственного обучения.
Территория промышленного парка должна обладать оптимальным сочетанием инфраструктурных решений - наличием свободных от застройки земельных участков и земельных участков с имеющимися производственными помещениями и объектами инфраструктуры, что значительно удешевляет обеспечение земельного участка необходимыми коммуникациями, а также дает возможность создания новых производств на свободных участках.
На территории промышленного парка планируется производство с развитой инфраструктурой и свободными земельными площадками (не менее 10 гектаров) для резидентов в шаговой доступности к инфраструктуре, а также должна быть предусмотрена возможность использования примыкающих к действующим промышленным площадкам свободных земельных участков (не менее 12 гектаров), которые могут быть присоединены к промышленному парку.
Создание промышленного парка позволит реализовать имеющиеся в настоящее время проекты по освоению новой продукции, созданию новых производств.
Для реализации наиболее перспективных проектов развития промышленного парка на территории промышленного парка предполагается разместить резидентов, которые в дальнейшем могут сформировать потенциальный машиностроительный кластер.
В качестве резидентов могут быть привлечены предприятия, производящие следующую продукцию:
автобусы малого, среднего и большого классов;
среднетоннажные шасси грузовиков;
двигатели на всех типах газомоторного топлива;
гибридную приводную технику;
компоненты для газомоторной техники;
а также осуществляющие:
предпродажную подготовку автобусов малого, среднего и большого классов, их гарантийное обслуживание;
проектирование и сертификацию как новых автобусов, так и узлов и компонентов к ним.
Создание на базе промышленного парка машиностроительного кластера позволит увеличить долю внутреннего рынка автобусов до 20 процентов и реализовывать свою продукцию на внешнем рынке, в том числе на развивающемся рынке Юго-Восточной Азии, а также обеспечит резидентам промышленного парка доступ к передовым технологиям и защиту своих интересов на внешнем рынке.
Анализ потребности резидентов проводился в соответствии с наиболее перспективными проектами развития промышленного парка.
Для удовлетворения потребностей в размещении потенциальных резидентов промышленного парка в дополнение к земельному участку площадью не менее 10 гектаров должна быть обеспечена возможность присоединения в дальнейшем земельного участка площадью не менее 12 гектаров. На этом участке предполагается создание полноценной инфраструктуры для размещения производства предприятий - резидентов промышленного парка.
Для обеспечения потребностей резидентов промышленного парка необходимы дополнительные мощности инженерной инфраструктуры, в том числе электроснабжение мощностью 4,5 МВт, теплоснабжение мощностью 9 МВт, горячее водоснабжение объемом 3200 куб. метров/месяц, холодное водоснабжение с учетом противопожарных норм объемом 7200 куб. метров/месяц, газ на технологические нужды объемом 30 куб. метров/час.
Таким образом, для реализации проектов, направленных на развитие промышленного парка, необходимо наличие земельных участков с промышленной инженерной инфраструктурой и производственные помещения.
В соответствии с анализом потребностей резидентов определена как оптимальная трехзонная модель промышленного парка:
первая зона (промышленная зона для развития среднего бизнеса) - земельные участки с производственными помещениями для размещения резидентов на арендной основе. Инвестиции в устройство зоны осуществляются в рамках государственно-частного партнерства;
вторая зона - свободные площадки с готовой внутриплощадочной инженерно-технической инфраструктурой для создания новых производств за счет частных инвестиций будущих резидентов;
третья зона - инновационно-технологический центр технопаркового типа, включающий офисные и производственные помещения, лаборатории и инжиниринговый центр для размещения и обслуживания предприятий малого бизнеса с инновационными продуктами. Инвестиции в устройство зоны осуществляются в рамках государственно-частного партнерства.
Таким образом, в соответствии со схемой зонирования предполагается располагать резидентов, в дальнейшем формирующих потенциальный автомобильный кластер, и резидентов, обеспечивающих предоставление широкого спектра услуг по инфраструктурному обеспечению и сопровождению бизнес-деятельности (консалтинг, обучение, юридическое и бухгалтерское обслуживание).
4. Этапы развития промышленного парка
Для удовлетворения потребности резидентов необходимо наличие земельных участков площадью не менее 20 гектаров с промышленной инженерной инфраструктурой и производственными помещениями.
Создание и развитие промышленного парка предполагается осуществлять в три этапа:
первый этап - 2014 - 2015 годы;
второй этап - 2016 - 2017 годы;
третий этап - 2018 - 2020 годы.
Первый этап создания и развития промышленного парка предполагает организацию кооперационных связей резидентами, а также освоение земельного участка ориентировочной площадью 10 гектаров, размещение до 4 резидентов. Реализация первого этапа позволит создать до 500 новых рабочих мест.
Второй этап создания и развития промышленного парка предполагает освоение земельного участка ориентировочной площадью 12 гектаров. Освоение предполагает реконструкцию и создание новых объектов инженерной, энергетической, транспортной инфраструктуры земельного участка. Одновременно резидентами формируется ассортиментная линейка услуг по инфраструктурному обеспечению и сопровождению бизнес-деятельности (консалтинг, обучение, юридическое и бухгалтерское обслуживание). Мероприятия данного этапа направлены на создание эффективной среды для развития среднего производственного бизнеса в Волгоградской области. Реализация второго этапа позволит создать до 2000 новых рабочих мест.
Третий этап создания и развития промышленного парка предполагает сформировать инновационно-технологический центр технопаркового типа, включающий офисные и производственные помещения для субъектов малого и среднего предпринимательства. Одновременно планируется создание инжинирингового центра, центра компетенций инновационного развития машиностроения, а также организуется учебный центр производственного обучения и повышения квалификации кадров.
Территория промышленного парка должна обладать площадью, необходимой для размещения десяти - пятнадцати предприятий, в том числе по сборке автобусов, мощность - до 5000 единиц автобусов различного типа в год и до 3000 грузовиков и специальной техники; производству газомоторного оборудования, автостекол, дверей, пластиковых деталей, сидений, климатических установок и прочего оборудования.
Таким образом, реализация вышеназванных этапов создания и развития промышленного парка позволит ему стать центром технологического и промышленного развития кластерного типа, обеспечивая конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность Волгоградской области.
5. Источники и условия финансирования промышленного парка
Финансовое обеспечение создания инфраструктуры промышленного парка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) иных источников, в том числе привлеченных на условиях государственно-частного партнерства.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1535-р, определены меры государственной поддержки отраслей промышленности, направленные на стимулирование предприятий в части перехода на стандарты работы развитой экономической системы.
В рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2013 г. № 1414-р, реализуется основное мероприятие - "Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства".
В соответствии с законами Волгоградской области от 02 марта 2010 г. № 2010-ОД "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области", от 25 декабря 2012 г. № 176-ОД "О государственной поддержке инновационной деятельности в Волгоградской области" и от 04 июля 2008 г. № 1720-ОД "О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" предусмотрена государственная поддержка инвесторов, реализующих инвестиционные проекты на территории Волгоградской области, государственная поддержка инновационной деятельности в Волгоградской области и определены меры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Оценка имеющихся рисков развития промышленного парка
Учитывая риски, характерные в целом для развития машиностроительной промышленности, к числу неблагоприятных факторов и возможных рисков развития промышленного парка следует отнести:
макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры и снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией и кризисом банковской системы, а также увеличением себестоимости продукции вследствие роста затрат на энергоресурсы, реализацией энергосберегающих мероприятий в недостаточном объеме;
финансовые риски, связанные с сокращением уровня инвестирования в создание и развитие инфраструктуры промышленного парка;
рыночные риски - риски изменения конкурентной среды на рынке машиностроения, связанные с изменениями спроса и предложения, снижением темпов роста потребления продукции, а также риски снижения спроса на услуги, предоставляемые промышленным парком;
геополитические риски, связанные с возможным изменением приоритетов и направлений государственной политики, а также с недостаточным уровнем развития механизмов комплексной поддержки как субъектов инвестиционной деятельности, так и субъектов малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области, недостаточным уровнем развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
международные торгово-политические риски, связанные с ситуацией на международных рынках, изменением конъюнктуры международной торговли, существенным возрастанием конкуренции в связи со снижением уровня тарифной защиты в результате вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию и вхождения в Единое экономическое пространство и усилением ограничения на принятие различных мер стимулирующей промышленной политики, в том числе мер по внутренней поддержке отраслей промышленности, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин;
кадровые риски, связанные с несоответствием квалификации персонала потребностям машиностроительной промышленности, недостатком квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена технического профиля, отвечающих современным требованиям рынка;
инфраструктурные риски, связанные с недостаточным уровнем развития транспортной, инженерной (в том числе энергетической) и социальной инфраструктуры.
7. Оценка результативности и эффективности создания
и развития промышленного парка
Форма и порядок представления отчетов о результатах деятельности управляющей организации промышленного парка, резидентов устанавливаются органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным Правительством Волгоградской области в сфере развития инвестиционной, инновационной деятельности и государственно-частного партнерства.
------------------------------------------------------------------